Во время Холодной войны Соединённые Штаты на всякий случай отправляли на дежурство стратегические бомбардировщики с ядерным грузом на борту, и не каждый такой вылет проходил спокойно. Во время одного из них, к примеру, умудрились уничтожить три термоядерные бомбы, предположительно потерять ещё одну и разбить стратегический бомбардировщик. И всё из-за подушек для сна.
Рутинное дежурство
В 1960-х годах Советский Союз и Соединённые Штаты активно наращивали ядерные вооружения и всячески пытались компенсировать усилия друг друга. Одной же из мер по предотвращению возможного удара стала собственная ядерная дубинка в виде «дежурных» стратегических бомбардировщиков с бомбами на борту. Это потом появятся межконтинентальные стратегические ракеты, способные преодолевать огромные расстояния и наносить удар по противнику на другом конце мира, а пока приходилось ограничиваться самолётами. Чтобы как можно быстрее нанести удар по СССР в случае войны, Соединённые Штаты запустили программу по патрулированию границ страны бомбардировщиками. Предполагалось, что В-52 будут постоянно находиться в воздухе и в экстренном случае смогут по команде сразу же отправиться к целям и сбросить свой смертоносный груз.
Наиболее критичным местом был Север, самая ближняя точка к границе Советского Союза. Именно отсюда наверняка был бы нанесён главный удар, поэтому патрулированию этого района уделялось повышенное внимание. Даже когда дежурство стратегических бомбардировщиков сходило на нет, здесь они ещё поднимались в воздух, хоть условия для них были не самыми хорошими. Экстремально низкие температуры и работа в жестких северных условиях приводили к многочисленным поломкам, а личный состав работал спустя рукава и зачастую игнорировал инструкции и свои служебные обязанности. В результате всё это в совокупности и привело к достопамятным событиям на американской авиабазе Туле, расположенной в Гренландии.
Злосчастный вылет
Уже вряд ли кто-нибудь узнает, в каком техническом состоянии находились американские стратегические бомбардировщики на авиабазе Туле, но оно вряд ли было слишком уж хорошим. За это говорит лишь тот факт, что на самолёте, вылетевшем 21 января 1968 года, был неисправен автопилот, что впоследствии и принесло экипажу много проблем во время дозаправки в воздухе. Именно этот вылет впоследствии превратился в настоящую катастрофу и поставил большую и жирную точку во всей программе «стратегического дежурства». В тот день, помимо штатного экипажа, в воздух поднялось ещё два человека: дополнительный пилот и штурман, которые должны были сменить членов экипажа и дать им возможность отдохнуть во время дежурства. Наверное, этот полёт стал бы очередной рутиной, но всё испортило крайне неудачное стечение обстоятельств.
Во-первых, как только сменный пилот взошёл на борт, он отправился на нижнюю палубу и занял место штурмана-инструктора. Правда, он по своему богатому опыту знал, насколько там неудобно, поэтому захватил с собой несколько подушек и облагородил с их помощью сиденье. Во-вторых же, рабочее место находилось слишком близко к вентиляции, которая по совместительству выполняла роль системы обогрева. Последней же маленькой деталью стали действия этого самого пилота. Когда тот заступил на вахту, он включил обогрев побольше, и из-за неисправности в систему пошёл перегретый воздух от двигателей. Обычно он разбавлялся холодным воздухом снаружи, но из-за очередной неисправности оказался слишком горячим. Что дальше случилось с подушками на второй палубе, можно догадаться: они быстро нагрелись, начали тлеть, а потом и вовсе загорелись.
Самолёт нормально посадить не удалось, из-за пожара и сильного задымления тот стал неуправляемым, и его пришлось в спешке покинуть. При этом один член экипажа погиб, а второй оказался слишком далеко от авиабазы и получил сильное обморожение. Настоящая катастрофа началась немногим позже, когда самолёт разбился в акватории, на расстоянии более 10 километров от самой базы. После падения бомбардировщика начался сильный пожар, а на борту всё ещё находились четыре термоядерных бомбы. Всем, кто был на авиабазе, сильно повезло, что они не сдетонировали, но зато взорвались заряды обычной взрывчатки, и семь с лишним килограммов распылённого в порошок плутония были развеяны по округе.
Последствия этой аварии ликвидировали довольно долго, с большой территории пришлось снимать верхний слой льда и вывозить в Соединённые Штаты. К тому же, по некоторым свидетельствам, были обнаружили обломки лишь трёх термоядерных бомб, а четвёртую так и не нашли. Согласно некоторым источникам, власти США под видом обследования местности затеяли масштабный поиск бомбы на дне, но так ничего и не добились. Ещё большие последствия ждали военных и политиков в США. После разразившегося скандала военным пришлось полностью закрыть программу патрулирования, как слишком опасную.
Военные самолёты используются и для мирных целей. В частности, переоборудованные транспорты служат в качестве летающих пожарных машин.