ЛАЗ-695 считается едва ли не самым удачным муниципальным автобусом за всю историю советского автопрома. Конечно, недостатки у этого автобуса были, и довольно серьёзные, но достоинства были столь велики, что это не имело никакого значения. Он позиционировался как первый собственный автобус, выпущенный Львовским заводом, но на самом деле многое из его конструкции было позаимствовано у «Мерседеса» и «Магируса».
История появления
На самом деле, в момент основания завода весной 1945 года никто даже не думал о том, чтобы собирать на нём автобусы. Он предназначался лишь для одного – для восстановления и развития Львова, а для этого требовался транспорт и спецтехника, причём в больших количествах. Планировалось, что на заводе будут выпускать автокраны, фургоны, прицепы и прочая подобная техника. Это должно было помочь отстроить город после окончания войны и в перспективе развивать его. Строительство завода продвигалось довольно быстро, его завершили за два года, а в 1947 году первая продукция покинула его цеха. Вплоть до 1955 года завод работал в выбранном направлении, но в силу сложившихся обстоятельств профиль его работы изменили и переоснастили для производства автобусов.
Конечно, руководство собиралось производить не какой-нибудь рядовой автобус, а самый лучший, причём в достаточно короткие сроки. Его собирались продемонстрировать всему миру и представить, как лицо советской автомобильной промышленности. Именно поэтому было решено не разрабатывать его с нуля, а взять за основу уже имеющиеся автобусы, чтобы на их основе построить «что-нибудь своё». Предприятие закупило за рубежом несколько моделей от известных брендов, передало их своим сотрудникам, а те изучили их вдоль и поперёк, разобрав при этом до винтика.
Копировать, разумеется, их никто не собирался, но они послужили отличным учебным материалом. В качестве источника вдохновения и технических решений для нового автобуса послужила модель Mercedes-Benz O321H, а подобием для внешнего вида – Magirus O3500. Эти немецкие автобусы успели заслужить доброе имя не только у себя на родине, но и далеко за рубежом. Их не зря выбрали в качестве источника идей и впоследствии об этом ни разу не пожалели.
Современный автобус ЛАЗ-695
Многие решения для ЛАЗ-695 были позаимствованы у мерседесовского автобуса и никогда раньше не использовались в СССР. К примеру, двигатель установили в задней части автобуса, причём он располагался над свесом. Интересно, что во время разработки Mercedes-Benz O321H многие решения были позаимствованы у легковых автомобилей. Основой автобуса стала пространственная рама, изготовленная из трубы квадратного сечения, а на неё крепилась непосредственно обшивка из дюралевого листа. Листы крепились непосредственно к раме. Всё это по наследству досталось ЛАЗ-695.
Многие узлы взяли от уже существующих серийных моделей, например, у автобуса ЗИЛ-158 забрали двухдисковое сцепление и механическую 5-ступенчатую коробку передач. В качестве силовой установки использовали шестилитровый карбюраторный двигатель V8 мощностью 150 лошадиных сил.
Внешний вид тоже получился интересным. Он сильно отличался от того, что на тот момент выпускала советская промышленность. У автобуса оказался довольно изящный дизайн с тонкими оконными стойками и большой площадью остекления. Боковые части крыши тоже были сделаны из стекла, что только улучшило внешний вид. На тот момент актуальным автобусом был ЗИС-155, и они настолько различались, что сравнивать их было совершенно невозможно.
Проект автобуса ЛАЗ-695 был готов в 1955 году, и ещё год понадобился для устранения недостатков, согласования и подготовки производственных мощностей. Выпуск продолжался с 1956 по 2010 год включительно, и за это время успели создать около десятка модификаций, включая и специализированные, например, санитарный автобус, приспособленный для перевозки пострадавших и оказания неотложной помощи.
Самые удивительные автобусы делают не для городских улиц, а для экстремальных условий. К примеру, «Ямал В-4В А-20» разработали специально для жутких холодов и бездорожья.