В выхлопной системе каждого автомобиля установлен такой важный прибор, который называется лямбда-зонд. Он необходим для контроля уровня кислорода в вырывающемся потоке выхлопных газов. Показатели данного прибора оказывают влияние на управление мотором. Как несложно догадаться, функционирует зонд в крайне негативной среде. С одной стороны, он постоянно подвергается контакту с выхлопными газами при температуре порядка 500-600 градусов по Цельсию и более. Устройство постоянно подвергается механическим воздействиям, в частности вибрации. Наконец, на него воздействует влага, которая также не прибавляет зонду здоровья.
Важно понимать, что автомобилист обязан следить за исправностью всех имеющихся датчиков. Так, конкретно лямбда-зонд отвечает за уровень токсичности выхлопа и эффективность работы двигателя внутреннего сгорания. Особенно важен он на автомобилях на сжиженном газе, так как помимо прочего может сообщить о протечке топлива.
Чаще всего зонд перестает работать по одной или нескольким причинам. К ним мастера относят: ошибки допущенные при установке оборудования, проблемы с автомобильными свечами зажигания, непосредственные механические повреждения зонда, забитые инжекторы и нарушение электропитания. Также лямбда-зонд легко может потерять свою функциональность или начать некорректно работать из-за низкокачественного горючего и потери герметичности. Диагностика неисправного зонда осуществляется при помощи специального прибора – осциллографа. Можно также использовать мультиметр. Проверка производится только специалистом-электриком при работающем моторе.
Проблемы с лямбда-зондами начинаются примерно после 150-200 тысяч километров пробега. Существует достаточно конкретный перечень наиболее распространенных симптомов, которые красноречиво укажут на проблемы с данным прибором. К ним относится в первую очередь повышение расхода топлива, срабатывание индикатора «check engine» на приборной панели, треск из выпускного коллектора сразу после остановки. Помимо этого, на проблемы с лямбдой могут указать ухудшившаяся динамика авто, сильный нагрев каталитического нейтрализатора и неустойчивая работа мотора на холостом ходу или низких оборотах (часто сопровождается характерными хлопками).
В продолжение темы можно почитать про то, что находят в автомобилях во время ремонта.