В течение всего времени существования советского автопрома инженерам приходилось решать нетривиальную задачу – создавать достаточно надёжные и мощные автомобили с высокой ремонтопригодностью по минимальной цене. В том числе и грузовики, которые по вполне понятным причинам поставлялись на экспорт и за рубежом были достаточно популярны.
МАЗ-500
В отличие от предыдущей модели МАЗ-200, у этой двигатель находился прямо под кабиной, последняя при помощи специального механизма откидывалась вперёд для обслуживания мотора. У грузовика не было ни одного электронного компонента, поломка которого помешала бы завести машину, хотя бы «с толкача». Высокая надёжность позволила использовать МАЗ-500 для дальних перевозок, а благодаря бескапотной компоновке у него была повышенная грузоподъёмность. Грузовик выпускался с 1963 года и поставлялся в другие страны, в основном социалистические.
КрАЗ
Отправлялись за рубеж и КрАЗы в разных исполнениях. Тяжёлый грузовик был вполне конкурентоспособным в Англии и Франции, куда экспортировалась техника помимо обычных братских стран. Правда, там они продавались под маркой BelAZ. Самое главное преимущество было в цене: по сравнению с аналогичными местными моделями КрАЗ стоил на 40% дешевле. На месте экспортные машины дорабатывались и приспосабливались к более «продвинутым» требованиям: на них устанавливалась хорошая шумоизоляция, удобные кресла и мягкие накладки. Использовали самосвалы на различных строительных и производственных работах, поэтому те не выезжали на дороги общего пользования. Они активно эксплуатировались во время строительства тоннеля под Ла-Маншем.
Урал-375
Этот грузовик сыграл огромную роль в развитии советской армии. С полным приводом и блокировкой дифференциалов он обладал отличным внедорожными характеристиками, а многочисленные дополнительные надстройки сделали его поистине универсальным. Продавался грузовик и в другие страны, в основном как военный автомобиль, поскольку его двигатель был чрезвычайно прожорливым. Высокий расход топлива делал грузовик нерентабельным в качестве коммерческого транспорта.
«Буханка»
УАЗ-452 выпускается ещё с 1965 года. За это время он множество раз модифицировался и постепенно оброс широким набором кузовов. Продавался он и за рубеж, где в полной мере оценили внедорожное шасси в сочетании с очень хорошей ценой. Правда, в большей части случаев «Буханку» модернизировали, улучшая при необходимости внешний вид, салон, механику и двигатель. К примеру, в Италии из фургона без остекления специалисты из ателье Schieppati делали дом на колёсах. На небольшом, казалось бы, пространстве находилось место для кухонной мойки, газовой плиты, спального места и системы хранения вещей.
ЗИЛ-157
В список экспортируемых попал и ЗИЛ-157. Его самыми главными преимуществами оказались отличная проходимость и высокая надёжность. В сочетании с простой конструкцией и ремонтопригодностью он заслужил хорошую репутацию у водителей. За всё время за рубеж отправилось более 117 тысяч грузовиков, в том числе во Вьетнам, Северную Корею и Египет. Среди стран, закупивших ЗИЛ-157, числятся и совсем уж далёкие и экзотические, например, Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта).
ГАЗ-53
Эта модель выпускалась более 30 лет, а за всё время было собрано более 4 миллионов экземпляров. Грузовик пользовался спросом по вполне понятным причинам: он обладал хорошей грузоподъёмностью в сочетании с достаточно экономичным двигателем. Его использовали везде: и на производствах, и в сельском хозяйстве. В Болгарии он тоже пришёлся по душе, причём настолько, что на Шуменском заводе грузовых автомобилей в 1966 году началась сборка ГАЗ-53, получившего имя «Мадара». Если у себя на родине грузовик комплектовался только бензиновым двигателем, то здесь на него ставили, в том числе и дизельный.
ЗИЛ-130
Он пришёл на смену ЗИЛ-164, который к тому времени уже устарел. Для своего времени грузовик сильно выделялся на общем фоне. Под капотом у него стоял 150-сильный V8, его оснастили гидроусилителем руля, сделали интересный дизайн, поставили панорамное лобовое стекло и даже выкрасили в бело-голубой цвет. Его выпускали с 1964 по 2010 год и экспортировали во множество стран, где он дорабатывался для местных рынков. На кубинском предприятии, к примеру, его переоснащали и устанавливали дизельный двигатель. В 1981 году начали выпускать дизельную версию в Болгарии, на Шуменском заводе грузовых автомобилей.
«Буханка» часто становится жертвой автомобильных тюнеров, превращающих её в вездеход, в дом на колёсах, а то и вовсе в люксовый автомобиль.