Между «Ригой» и «Львом»: мопеды, о которых мечтали советские мальчишки

В послевоенном СССР было положено начало множеству интересных вещей. Одной из таких можно смело считать моду на мопеды. Данная область начала активно развиваться с началом 1960-х годов. На протяжении следующих 30 лет о мопеде мечтал почти каждый советский мальчишка. Массово забыли об этом транспортном средстве уже только после распада страны Советов в «лихие 90-е». Двумя основными гигантами мопедного производства были Рига и Львов.

«Львівський мотозавод»

История Львовского мотозавода началась в 1919 году (название ЛМЗ было присвоено только в 1961). Предприятие называлось «Lwowski zakład Metal» и было создано во время польской оккупации территорий советских республик. Поначалу на заводе делали металлические товары потребительского спроса.

В-902.

В последствии завод перешел в руки советской власти. В 1950-е годы предприятие перепрофилировали для производства сельскохозяйственной техники. В 1960 году случилось еще одно перепрофилирование, после которого ЛМЗ стал выпускать велосипеды и легкую мототехнику.

«Верховина-3».

Впрочем, первый велосипед на ЛМЗ выпустили еще в 1958 году. Им стал В-902 с вспомогательным двигателем Д-4 объемом 45 куб.см и мощностью 1 л.с. Которые делались в Ленинграде на заводе «Красный октябрь».

«Верховина-5».

Через 4 года, в 1962 году, в серию вышел мотовелосипед МВ-042 «Львовянка». Именно тогда на предприятии началась история выпуска мопедов. Уже во второй половине 1960-х ЛМЗ даст Союзу свое новое яркое творение – мопед «Верховина». Машина получилась настолько удачно, что почти не менялась на протяжении всей серии производства.

«Верховина-6».

С именем «Верховины» связано еще одно важное событие. С 1982 году под этой маркой на ЛМЗ стали делать мокики – разновидность мопедов с коробкой передач и без велосипедного привода.  Тогда же, в апреле в серию пошел другой известный отечественный мопед под маркой «Карпаты».

«Карпаты».

После развала СССР Львовский мотозавод ждала также судьба, что постигла и многие другие предприятия. Несмотря на все усилия, в руках «эффективных собственников» ЛМЗ просуществовал до 1997 года. Предприятие окончательно закрылось в 2000 году.

«Саркана эвгайзне — Красная звезда»

Завод был основан в 1927 году, как частное предприятие. На нём был налажен выпуск велосипедов. В 1940 его экспроприировали и переименовали в Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». Последнее переводится как «Красная звезда». Следующий раз название завода поменяют в 1963 году. Переименуют его в Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне».

«Рига-1».

До войны заводом руководил инженер Густав Эренпрейс. После экспроприации его назначили руководителем предприятия, в первую очередь за заслуги в области мото и вело строения. Во время войны Густав Эренпрейс сотрудничал с оккупационным правительством и получил фабрику в непосредственную собственность. В 1944 году он бежал в Германию опасаясь за свою жизнь.

«Рига-5».

Славное прошлое «Красной звезды» по-настоящему пришлось на 1950-е годы, когда на предприятие стали собирать мопеды «Рига», положив начало целому семейству. Первая модель работала с ленинградским двигателем Д-4.

«Рига-16».

Серия «Рига» прожила всю оставшуюся историю Советского Союза. Всего было выпущено около десятка серийных модификаций. Помимо этого, на Рижском мотостроительном заводе делали мокики. Самым известным стала пресловутая «Дельта».

«Рига-22».

После распада Советского Союза «Красная звезда» пережила относительно безболезненно вхождение в новую эпоху. Тем не менее, на предприятии начали реформировать производство, однако в конечном итоге ничего у руководства завода не вышло. В 1998 году завод закрыли.

«Дельта».

В продолжение мотоциклетной темы читайте о том, почему о мотоцикле Maserati 125 Tipo T2 мечтают даже топовые коллекционеры.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓