Первые пассажирские самолёты – когда лететь страшно, а надо

Когда первые самолёты поднялись в небо, только самые смелые оптимисты могли вообразить, что в этой дрожащей от вибрации и шума конструкции из полотна и дерева когда-нибудь можно будет перевозить пассажиров. Со временем оптимизм перерос в реальность, а пассажирские самолёты превратились в привычный транспорт. Правда, первые из них были весьма далеки от современных представлений об авиалайнерах, но исправно выполняли свою работу, несмотря на жуткие условия и откровенно высокую опасность для пассажиров.

Как началась история пассажирской авиации

В 1919 году, всего через несколько месяцев после окончания Первой мировой войны, немецкий инженер Хуго Юнкерс представил нечто по-настоящему революционное — Junkers F.13. Это был первый в мире серийный пассажирский самолёт с закрытой кабиной, цельнометаллическим фюзеляжем и четырьмя посадочными местами для пассажиров. Для своего времени F.13 выглядел как фантастическая конструкция: элегантный моноплан, обшитый гофрированным дюралюминием, с характерным хвостом и каплевидным остеклением кабины. Строго говоря, спорить о принадлежности звания первого пассажирского самолёта можно долго, всё зависит от того, что под этим понимается. В частности, Junkers F.13 был первым самолётом, который проектировался именно для этих целей.

Первой авиалинией, поставившей F.13 на регулярные рейсы, стала швейцарская Ad Astra Aero, а чуть позже такие самолёты появились и в СССР — они летали по маршрутам Аэрофлота вплоть до середины 30-х годов. Условия внутри были далеки от современных представлений о комфорте: салон не отапливался, шум двигателей пробирал до костей, а окна могли открываться, словно в трамвае. Зато пассажиры были в безопасности: закрытая кабина уже сама по себе считалась чудом, особенно на фоне открытых фюзеляжей и кожаных шлемов недавнего прошлого.

Пассажирские рейсы в Европе 1920-х

В 1920-е годы Европа лихорадочно искала способы, как использовать растущий парк списанных военных самолётов. Их количество было немаленьким, а избавляться от них было слишком накладно и расточительно. Франция и Великобритания переделывали бомбардировщики в пассажирские машины, так появились Farman Goliath и Vickers Vimy Commercial. Эти громоздкие двухмоторные махины с массивными крыльями возили по 8–12 человек, часто в салонах без обшивки, где сквозь щели тянуло ветром, а двигатель ревел так, что доставлял физический дискомфорт, а разговор был невозможен.

Маршрут Лондон–Париж стал первым по-настоящему международным авианаправлением, на котором летали платящие пассажиры. Билет стоил дорого, эквивалентно месячной зарплате учителя или инженера, а рейсы выполнялись при любой погоде, зачастую — вслепую. Посадки на запасные аэродромы случались регулярно, как и задержки, связанные с техническими неполадками. Несмотря на это, популярность воздушных перелётов росла: романтика неба перевешивала бытовые неудобства. Пассажиры летали в пальто и перчатках, а багаж сдавался в отдельный отсек, представлявший собой просто ящик с крышкой.

Америка в воздухе: комфорта меньше, амбиций больше

В США история гражданской авиации началась раньше, чем в Европе, но гораздо менее эффектно. Уже в 1914 году между городами Санкт-Петербург и Тампа во Флориде запустили линию, где летал гидросамолёт с одним пассажирским креслом. Полёт длился 23 минуты, а билет стоил 5 долларов — вдвое больше, чем поездом, но в несколько раз быстрее. Позже почтовые перевозки стали основным способом применения самолётов, а пассажиры попадали на борт в качестве «дополнительной нагрузки». Один из первых таких самолётов — Boeing 40A, вмещавший 2–4 человека, а также мешки с почтой. Забавно, но бывало, что количество почты на борту превышало допустимую нагрузку, и живой пассажир просто уступал место мешку с письмами. Салон при этом выглядел спартански: фанерные стенки, войлочные подушки на сиденьях и, в лучшем случае, плед.

К концу десятилетия появилась Pan American Airways — авиакомпания, открывшая регулярные рейсы в Латинскую Америку и на Карибы. Здесь использовались массивные летающие лодки — Sikorsky S-38 и S-42, с шикарным для своего времени интерьером и экипажем в форме. В этих машинах впервые появились стюардессы и возможность полюбоваться океаном через иллюминаторы.

Советский опыт: от деревянных кабин до первых авиалиний

В Советском Союзе первые пассажирские рейсы начались в 1923 году, и использовались всё те же Junkers F.13, закупленные в Германии. Маршрут Москва–Нижний Новгород стал первой авиалинией страны, а позже появились отечественные машины — К-5, АНТ-9, ПС-9, рассчитанные на 8–12 пассажиров. Уровень комфорта оставался минимальным: в салоне были простые лавки или фанерные сиденья, стены обиты тканью или вовсе оставались голыми, а в зимнее время пассажирам выдавали ватники и одеяла.

Часто такие рейсы совмещали перевозку людей и грузов. В салоне мог оказаться не только пассажир с чемоданом, но и корзина с курами, мешок картошки или даже сельскохозяйственный инструмент. Тем не менее такие полёты были надёжны: пилоты были бывшими военными, техобслуживание выполнялось по армейским стандартам, а дисциплина держалась железной. Несмотря на скромность машин, авиация быстро стала важной частью инфраструктуры, а главной причиной стали огромные расстояния и бездорожье.

Как авиация стала массовой

К концу 1930-х годов произошли глобальные изменения, и авиация из дорогой диковинки превратилась в настоящую транспортную систему. Появились большие самолёты с металлическим фюзеляжем, многоместными салонами и мягкими креслами. В полёте пассажирам впервые предлагали пледы, напитки, а на некоторых маршрутах даже лёгкие закуски.

Настоящим символом перехода к массовым перевозкам стал Douglas DC-3 — надёжный, вместительный и экономичный. Он мог перевозить до 21 пассажира и совершал полёты, которые по уровню комфорта впервые приблизились к современным представлениям. Этот самолёт стал рабочей лошадкой мировой авиации: его производили тысячами, а летал он по всему миру — от США до СССР, где выпускался как Ли-2. Любопытно, что даже спустя 80 лет после первого полёта сотни DC-3 всё ещё на ходу, особенно в Африке и Южной Америке, где они используются для доставки грузов и пассажиров в труднодоступные регионы. Впоследствии пассажирские самолёты претерпели огромные изменения, а некоторые даже превратились в настоящие отели с крыльями.

В своё время пассажирские самолёты начали строить, чтобы удовлетворить спрос на быстрый вит транспорта. Сейчас ситуация изменилась, и появилась мода на комфортабельные путешествия поэтому построили настоящий высококомфортабельный отель с крыльями.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓