За долгую историю мототехники инженеры делали немало попыток создать мотоцикл, способный преодолевать существенные преграды, такие как сильное бездорожье, камни, снег и даже открытую воду. Наиболее удачные работы удостоились широкого признания, а некоторые даже пошли в серийное производство. Один из подобных мотоциклов, Rokon Trail-Breaker, выпускается вот уже почти 60 лет и не собирается выходить в тираж.
Двухколёсные внедорожники
Мотоцикл с повышенной проходимостью – заветная мечта многих любителей двухколёсного транспорта. Обычные модели совершенно не приспособлены к бездорожью, и поездка на них куда-нибудь в самую глушь может обернуться большими проблемами. Другое дело – мотовездеход. Хоть он и похож на обычный мотоцикл, но его возможности находятся на принципиально другом уровне.
Мотовездеход легко справляется с каменистой и мягкой почвой, может ездить по раскисшим просёлкам, преодолевать броды, ему не страшна забивающаяся повсюду грязь. Разумеется, эта техника предназначена не для города, здесь ей не место, и пользоваться ею на обычных дорогах неудобно, зато для экстремальных условий она подходит идеально. Мотовездеходы выпускают серийно для жителей удалённых регионов и собирают штучно ради участия в интересных проектах. К примеру, существующий в единственном экземпляре «Баксан-80 2WD» создавался для восхождения на Эльбрус.
В 2003 году группа энтузиастов решила совершить восхождение на Эльбрус, причём не просто так, а посвятив его юбилею журнала «За рулём». И для того, чтобы соблюсти тематику и направленность мероприятия, использовали специально собранный ради такой цели мотоцикл.
Разработчикам двухколёсного чуда техники пришлось делать всё буквально с нуля, поскольку его конструкция должна была выдержать экстремальные нагрузки. К тому же мотоцикл просто обязан был быть полноприводным, что намного усложняло задачу. Для снижения веса мотор выбирали небольшой и тяговитый, остановившись на двигателе, предоставленном Заводом имени Дегтярёва. Он имел объём всего 80 кубических сантиметров и выдавал мощность 10 лошадиных сил, но этого более чем хватило.
Сам мотоцикл максимально облегчили, даже полноприводную трансмиссию пришлось упростить. Из неё просто выкинули дифференциалы, блокировки и редуктор. В процессе создания авторы проекта использовали детали от мотоциклов «Карпаты», «Урал», «Минск», «Фермер» и «Сова», а также от автомобилей ЗИЛ, АЗЛК и ВАЗ. После успешного тестирования «Баксан-80 2WD» отправился покорять Эверест. До вершины он доехал.
Серийный вездеход
Между тем у «Баксана» был более известный прообраз, мотовездеход Rokon Trail-Breaker. Скорее всего, именно он и вдохновил русских мастеров на создание высокогорного транспорта. Этот мотовездеход был изобретён в Соединённых Штатах в 1958 году неким Чарли Феном, но его большая история началась в 1964, когда компания Rokon выкупила на него права. Она построила завод в Нью-Гэмпшире и успешно работает до сих пор, занимаясь производством двухколёсных вездеходов.
Самое интересное, что с того момента конструкция Trail-Breaker не претерпела принципиальных изменений. Конечно, он совершенствовался, но принцип оказался настолько удачным, что используется и по сей день.
В мотовездеходе стоит небольшой мотор объёмом 208 кубиков с выходной мощностью 7 лошадиных сил и с крутящим моментом 12,4 Нм. Чтобы обеспечить запуск практически во всех мыслимых условиях, его снабдили специально ради такого случая сконструированным карбюратором и электростартером. А на тот случай, если всё станет совсем плохо, его можно завести вручную. Поскольку скорость здесь – не главное, Trail-Breaker может разогнаться максимум до 60 км/ч.
Его самое большое преимущество – возможность буквально карабкаться через любые препятствия. Её обеспечивает дорожный просвет величиной 38 сантиметров и максимальный угол подъёма 60 градусов. Поэтому на мотовездеходе можно проехать по брёвнам, камням и преодолеть брод глубиной до 61 сантиметра. Подвеска, в свою очередь, была сконструирована таким образом, чтобы человек не чувствовал на себе каждую яму на дороге. Единственным спорным моментом являются дисковые тормоза, из-за своей конструкции они не могут обеспечить высокую скорость работы, но они идеально приспособлены для езды по сложной местности.
Вместе с тем разработавшему вездеход инженеру удалось намного снизить его вес. Несмотря на громоздкий внешний вид и полный привод, Rokon Trail-Breaker весит всего лишь 99 килограмм. В сочетании с колёсами и большим дорожным просветом он отлично ездит по песку, гравию, камням, скалам и снегу. На нём можно заезжать даже на крутые склоны, в чём сильно помогают широкие колёса.
Колёса вездехода заслуживают отдельного внимания. В отличие от машин, полагающихся на пневматические шины низкого давления, здесь они литые и изготовлены из алюминия. Каждое колесо представляет собой полый резервуар, куда при необходимости можно залить топливо, всего же внутрь помещается 20 литров. Фактически это два топливный бака. Заполнять колёса топливом (или водой) целесообразно, если путь будет лежать через сухую местность. В противном случае их можно оставить пустыми и использовать как поплавок.
Специально для него даже разработали целую линейку полезных дополнений. Среди них имеются мотоколяска, увеличенный задний багажник, трелевочный прицеп для перевозки брёвен, обычный прицеп и многое другое.
За свою способность преодолевать практически любую местность Rokon Trail-Breaker пользуется большой популярностью у охотников и работников лесного хозяйства. Также его модификация выпускалась для армии Соединённых Штатов. На текущий момент цена мотовездехода в базовой комплектации на его родине составляет 9175 долларов.
Мотовездеходы стали отличным транспортом и серийно выпускаются в большом разнообразии, различных форм, размеров и с разными возможностями.