Ледокольный флот России считается самым большим в мире, впрочем, вряд ли это можно считать удивительным. Он постоянно пополняется новыми судами, а некоторые из них по-настоящему удивительные. В 2027 году, к примеру, собираются ввести в эксплуатацию новый ледокол, напичканный современными технологиями, а его постройка по предварительным оценкам будет стоить более 127 миллиардов рублей.
Корабль побольше
Хоть об этом задумывается не так уж много людей, но Северный Морской путь играет в жизни России огромную роль. Несмотря на большие сложности, по нему идут металлы, рудные полезные ископаемые, газ, нефть, товары народного потребления, продукты питания и многое другое. Причём список стран-экспортёров (импортёров) чрезвычайно широк. Немалая часть ледоколов были построены как раз для обслуживания этого морского пути, они занимаются сопровождением грузовых судов, нефтеналивных и газовых танкеров. Правда, здесь есть большая проблема.
Некоторые из грузовых кораблей настолько большие, что их очень сложно вести сквозь льды. Суть любого ледокола – сломать лёд толщиной в несколько метров и провести за собой транспортное судно. Позади себя он оставляет открытую воду, но вот ширина пробитого во льдах канала недостаточна, чтобы по нему прошли некоторые из самых больших кораблей, да и слишком большая толщина льда тоже иногда становится большим препятствием даже для ледокола. Именно поэтому и понадобился новый корабль такого класса, большой и мощный, способный открыть дорогу непомерно большим «грузовикам». Чтобы решить эту проблему, во второй половине 2010-х годов была начата работа над проектом 10510 «Лидер».
Огромный ледокол
К 2020 году все проектные работы были завершены, а попутно были проведены многочисленные испытания, чтобы подтвердить правильность технических решений и проверить некоторые особенности конструкции будущего ледокола. Поскольку проект получился по-настоящему огромным и очень сложным, работу над ним разделили между несколькими предприятиями и исследовательскими институтами. В качестве заказчика выступил российский «Атомфлот», а всё финансирование было выделено из государственного бюджета. В том же году был заложен первый, головной ледокол этого проекта, всего же их должны построить три.
Технические требования к будущему ледоколу «Лидер» доставили конструкторам немало проблем. Он должен был быть достаточно широким, чтобы легко создавать канал для крупнотоннажных широких судов, а его ресурса должно было хватить как минимум на 40 лет едва ли не беспрерывной эксплуатации в суровых северных условиях. Согласно проектным требованиям, ледокол должен был проходить через льды толщиной не меньше 4 метров.
Как бы то ни было, но добиться поставленной задачи удалось, по крайней мере, согласно представленным официальным данным. Конечно, корабль ещё далеко не готов, но, как было заявлено, может ломать лёд толщиной 4 метра и при этом двигаться со скоростью 2 узла. Чем тоньше лёд, тем больше скорость: со льдом двухметровой толщины ледокол справляется на скорости 12 узлов, а максимальная его скорость на свободной воде составляет 22 узла. Сам же «Лидер» получился просто огромным. С длиной 209 и шириной 47,7 метра он имеет водоизмещение 71,4 тысячи тонн, и чтобы двигать такую огромную тушу, да ещё и ломать при этом лёд толщиной до 4,3 метра, корабль пришлось оборудовать соответствующей энергетической установкой.
Для настолько большого судна можно было использовать только один источник энергии – ядерный реактор, а точнее, два. Их создавали специально для этого проекта и даже увеличили мощность почти в два раза по сравнению с предыдущим поколением водо-водяных реакторов. Согласно представленной информации, ресурса реакторов должно хватить на 40 лет непрерывной эксплуатации, а замена топлива будет производиться раз в пять лет. Каждый из реакторов РИТМ-400 имеет тепловую мощность 315 МВт. При этом немалая часть энергии будет тратиться на вращение четырёх валов, а суммарная мощность силовой установки составит 120 МВт.
Как и любое современное судно подобного класса, «Лидер» имеет крытую палубу, а для его обслуживания необходим солидный экипаж – 130 человек. Относительно внутреннего оснащения и планировки пока что нет никакой информации, но наверняка не обойдётся без многочисленных удобств, благодаря которым экипаж сможет с большим комфортом работать и отдыхать во время длительного плавания. При необходимости судно может находиться в плавании до восьми месяцев, именно на столько рассчитан полный запас продовольствия.
Хоть основным предназначением ледокола «Лидер» и остаётся создание каналов для других кораблей, он может выполнять и другие миссии. На борту имеется достаточно кают и специализированных помещений, чтобы разместить дополнительный персонал и превратить ледокол в исследовательское судно или же использовать его в спасательных операциях. На корме даже сделали вертолётную площадку для экстренных случаев. Если в реализации проекта не случится никаких сбоев, ледокол сдадут в эксплуатацию в 2027 году. Как считают эксперты, благодаря ему можно будет увеличить эффективность использования Северного Морского пути, а это прямая дорога к получению большой прибыли и в ближней, и в дальней перспективе.
Наличие выхода к затянутому льдом морю заставило Россию обзавестись самым большими атомным ледокольным флотом в мире, а началось всё с ледокола «Ленин», оснащённого ядерным реактором.