Как появились и куда подевались космические теплоходы

Многие из тех, кому довелось пользоваться советскими «Ракетами», «Метеорами» и «Кометами», с большой ностальгией вспоминают теплоходы на подводных крыльях. Красивые и стремительные катера широко использовались в судоходстве и до сих пор являются одним из символов того времени. Они стали огромным достижением советских конструкторов, их помнят и мечтают на них прокатиться хотя бы ещё разок. Теперь уже на новых.

На крыльях по воде

В Советском Союзе, а потом и в России, судоходству всегда уделялось особое внимание. Полноводные реки испокон веков использовались в качестве транспортных артерий как для грузопассажирских перевозок. Весь вопрос лишь был в создании эффективного транспорта, вместительного, удобного и быстрого, только вот со скоростью получалось не очень хорошо. С законами физики не поспоришь – на передвижение большого судна тратится слишком уж много энергии, сказывается большое сопротивление воды. Чтобы развить большую скорость, нужны мощные двигатели и неординарные конструкторские решения. Впрочем, эффективное решение уже было, требовалось лишь довести его до рабочего состояния и превратить в реальный проект.

Ещё в конце XIX века изобретатели пытались увеличить скорость лодки, используя для этих целей подводные крылья. Саму идею позаимствовали у летательных аппаратов, которые при помощи аэродинамического крыла опирались на воздушные потоки, за счёт чего и возникала подъёмная сила. Первых значительных успехов удалось добиться в начале XX века итальянцу Энрико Форланини. Построенная им лодка опиралась на вертикальные стойки, на нижней части которых крепилось горизонтальное крыло. Как только лодка достигала определённой скорости, образующаяся подъёмная сила приподнимала её киль над водой, а сопротивление уменьшалось во много раз. Правда, добиться устойчивости на сравнительно низких скоростях не удавалось, а на высоких лодка начинала вибрировать.

В Советском Союзе тоже проявили интерес к лодкам на подводных крыльях, правда, это был всего-навсего студент, хоть и талантливый, Ростислав Алексеев. В 1941 году защитил диплом, а темой стал глиссер на подводных крыльях. Впоследствии он продолжил активно работать над весьма своеобразным водным транспортом, а из идеи родился известный всем теплоход «Ракета».

Сверхскоростной теплоход

После защиты диплома Алексеев по распределению попал на завод «Красное Сормово», где работал в отделе технического контроля. На тот момент завод занимался производством танков. Тем не менее бывший студент не забывал и собственную мечту, поэтому после окончания Великой Отечественной войны он вплотную приступил к постройке первого опытного образца «Ракеты». Прототип был готов в 1946 году и послужил отличным демонстратором весьма оригинальных и смелых идей. После ходовых испытаний Алексеев на его борту отправился прямо в Москву, чтобы познакомить с новым видом транспорта представителей крупных предприятий. В итоге проект заинтересовал очень многих, поскольку скоростного водного транспорта, рассчитанного на большое число пассажиров, на тот момент не было.

Небольшому коллективу конструкторов и инженеров потребовалось немало времени, чтобы решить огромное количество технических проблем и прототип превратить в полноценное судно, полностью готовое для серийного производства. В 1957 году первая «Ракета-1» была введена в эксплуатацию. До Казани теплоход с первыми пассажирами отправился своим ходом, преодолел 420 километров и потратил на дорогу около семи часов, впечатлив даже самых непроходимых скептиков.

Ещё целых два года потребовалось, чтобы наладить серийное производство. Судно оснащалось судовым дизельным двигателем V1 объёмом 61 литр. С турбонагнетателем он выдавал от 800 до 1000 лошадиных сил. Эксплуатационная скорость катера составляла 65 км/ч, а преодолеть оно могло до шестисот километров.

«Ракета-1» настолько хорошо себя показала, что нашла применение и в качестве прогулочного судна, и как рейсовое. Теплоход использовали как водный транспорт на постоянных рейсах и для туристических поездок на самых интересных и зрелищных маршрутах.

Другие «ракеты»

Успех «Ракеты» дал толчок в развитии целого направления в кораблестроении. Уже через год появился небольшой катер «Волга», оборудованный подводными крыльями, он даже заработал медаль на выставке в Брюсселе. Когда пассажирских мест на «Ракете» перестало хватать, разработали более вместительный вариант, «Метеор», вмещающий более ста пассажиров.

Правда, все они были предназначены исключительно для использования на реках и озёрах, поэтому следующей модификацией стал морской транспорт, «Комета».

Поскольку никто не собирался останавливаться на достигнутом, время от времени выпускали очередной теплоход на подводных крыльях со своими особенностями конструкции. Так появились на свет «Спутник», «Вихрь» и другие суда.

Самым же большим достижением конструкторов завода «Красное Сормово» стал пассажирский «Буревестник». Он предназначался для речных перевозок и оборудовался газотурбинным двигателем. Его собрали в 1964 году, правда, только в единственном экземпляре. Его приводил в движение авиационный мотор и водомётный движитель, а разогнаться «Буревестник» мог до 100 км/ч.

История уникальных советских судов на подводных крыльях закончилась плохо. С распадом Советского Союза они эксплуатировались ещё некоторое время, а потом оказались никому не нужны. Лишь некоторые остались в эксплуатации, а большая часть теплоходов либо была списана и отправлена на свалку, либо продана за рубеж, где они успешно используются и посей день.

Современная история

Между тем о перспективном проекте не забыли. В том же самом конструкторском бюро, которое создало первую «Ракету», к 2013 году разработали новый проект судна на подводных крыльях, «Комету 120М». Оно очень похоже на советские теплоходы и имеет примерно такие же эксплуатационные характеристики, но сделано по современным технологиям.

Тогда же на заводе «Вымпел» в Рыбинске заложили первую «Комету». Её длина составила 35,2 метра, скорость хода 65 км/ч, а дальность – 370 километров. Судно выполнено по современным стандартам, имеет современную же компоновку и может вмещать до 120 пассажиров. На начало 2022 года была начата сборка уже шестого судна.

Производство ещё одного судна на подводных крыльях было начато в 2014 году. «Валдай 45Р» меньше, рассчитан на 45 человек и поездки до 400 километров. К концу 2021 года завершили строительство уже 14 теплоходов.

Современные корабли способны вызвать большое удивление у кого угодно, к примеру, опытный корабль-лаборатория с ядерным реактором на борту и искусственным интеллектом в качестве управляющего.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓