Изобретение бронетехники стало началом новой эры в военной истории, но с её эксплуатацией возникло немало проблем. Одна из них – способ транспортировки, поскольку танк плохо приспособлен для дальних поездок. Перевозить технику обычными средствами было крайне неудобно, поэтому инженеры быстро придумали простые и удобные грузовые платформы – танковозы.
Berliet GPE-3
Французская компания Berliet считается едва ли не первой, задумавшейся о создании спецтранспорта для перевозки танков. Танковоз позволил бы быстро перемещать бронированную технику к месту назначения даже по дорогам общего пользования. Инженеры компании разработали несколько вариантов грузовой платформы, от самой простой до оборудованной погрузочным механизмом и лебёдкой.
К сожалению, правительство не оценило потуг разработчиков и в 1939 году производственные мощности были национализированы и впоследствии переоборудованы для выпуска боеприпасов.
White-920
Первым американским танковозом стал трёхосный коммерческий грузовик White-920. Изначально его использовали в качестве бензовоза, но его стали переоснащать в Англии во время Второй мировой войны. После модернизации White-920 начал транспортировать среднюю и лёгкую бронетехнику.
Bussing-NAG 900
Германия к созданию танковозов сразу же подошла серьёзно. Специально для этих целей были разработаны грузовики и полуприцепы, а их созданием занимались сразу несколько компаний. К примеру, трёхосный тяжёлый грузовик Bussing-NAG 900 оснащался шестицилиндровым рядным дизелем мощностью 130 лошадиных сил. Груженая машина на трассе развивала скорость до 58 км/ч. Также она могла везти двухосный прицеп усиленной конструкции.
Кроме Bussing-NAG 900 выпускались ещё универсальные грузовые автомобили VOMAG 8LR654 и 8LR655. Девятитонные грузовики оснащались дизелями мощностью 150 и 160 «лошадей». Они с одинаковым успехом могли перевозить личный состав, амуницию, боеприпасы и лёгкую бронетехнику.
Pacific М26
Со временем бронированная техника тяжелела, а от танковозов требовались всё большие возможности. Производителям пришлось совершенствовать грузовую военную технику, приспосабливая её под текущие нужды и исправляя допущенные ошибки. Очередным танковозом стал седельный тягач Pacific М26 от Тихоокеанской машиностроительной и металлургической компании из Соединённых Штатов. На него установили удлинённую кабину, усилив её бронированием, а сверху установили тяжёлый пулемёт. Со всех сторон располагались широкие окна, закрытые защитными ставнями.
В движение тягач приводился рядным шестицилиндровым двигателем мощностью 240 лошадиных сил. Его разместили прямо в передней части кабины и закрыли кожухом. Ведущие колёса вращались при помощи цепных передач, а заднюю тележку снабдили балансирной подвеской. Непосредственно тягач оснащался рессорами и пневматическими тормозами.
Cook Т20
В 1944 году американская компания Cook, ранее выпускавшая бронетранспортёр Т1, разработала и выпустила танковоз Т20. Существовал он в двух вариантах: как седельный тягач для перевозки прицепов и полуприцепов, а также как бортовая машина с балансиром. В них обоих место для бензинового мотора Continental мощностью 240 лошадиных сил нашлось только в задней части кабины. Работал двигатель с четырёхступенчатой механической коробкой передач. Одной из главных особенностей тягачей стала ходовая часть – они оба были переднеприводными, причём управление осуществлялось именно передней тележкой. Её конструкция оказалась чрезвычайно сложной и тяжелой, но при этом более надёжной и дешёвой в исполнении.
Sterling Т26
Идея трансмиссии, разработанной инженерами компании Cook, получила дальнейшую жизнь в танковом тягаче Т26. За его разработку по заказу военного ведомства США взялась американская компания Sterling. Военные хотели получить тяжёлый четырёхосный танковоз грузоподъёмностью 20 тонн.
Первый тягач увидел свет зимой 1945 года. Тяжёлая грузовая платформа 8х8 оборудовалась бензиновым мотором V12, двухступенчатой раздаточной коробкой передач и 5-ступенчатой основной. Двойная кабина была без дверей, а сзади располагалась деревянная грузовая платформа на стальной раме. Меньше чем за полгода выпустили несколько таковых седельных тягачей с двухскатными колёсами. Летом 1946 года появилась самая тяжёлая модель – седельный Т26Е1, оборудованный танковым двигателем V8, который выдавал 525 лошадиных сил.
Иногда для танковоза находится совершенно необычное применение. К примеру, один из шейхов сделал из него большой внедорожник.