Колёсный тепловоз: Интересная идея, неудачная реализация

Советские инженеры неустанно разрабатывали новую технику. Её создание было жизненно важным во многих областях, касалось ли это повседневной жизни или добыча полезных ископаемых. Одни виды техники нашли успешное применение, другие проекты были заброшены из-за ошибок в реализации или же оставлены без воплощения, так как сама идея признавалась неудачной. К последним относится и весьма странное транспортное средство, сочетающее в себе черты тягача и локомотива.

Неудачная идея

Идея о создании чудо-техники пришла в голову руководству ВНИКТИ, Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института. В 2002 году сотрудники стали свидетелями, как на территорию института заезжает грузовая платформа с верхней частью тепловоза ДМ62-1727, без колёсной базы, пострадавшего в крушении.

По замыслу авторов идеи, локомотив требовалось поставить на колёсную базу. В принятии этого решения, скорее всего, руководствовались экономией: разработка платформы «с нуля» требует усилий и финансирования совершенно на другом уровне.

Вероятно, по этой причине и решили использовать уже имеющийся железнодорожный «кузов», установив его на колёсную базу от грузовой платформы. За основу взяли тягач МАЗ-547А, выполнявший роль платформы для запуска ракет «Пионер». Но такой симбиоз заранее сулил большие технические проблемы для конструкторов. Собирать вместе две несовместимые машины – занятие сложное, утомительное и чаще всего бесполезное.

Домыслы и предположения

Отсутствие детальной информации об этом проекте породило многочисленные теории о его происхождении и назначении. Самая популярная теория гласит, что эта конструкция – не что иное, как тягач, но она очень далека от реальности. Резать мощную грузовую платформу, чтобы сделать из неё тягач с сомнительными характеристиками, никто не будет. Скорее, ближе к истине находится другая гипотеза.

Согласно ей, заказ на новую технику поступил от военных. Это более правдоподобно, учитывая, что технические детали до сих пор неизвестны широким массам. По этой же причине локомотиво-тягач не может быть экспериментом, а теория о попытке создать мощную колёсную базу просто бессмысленна. Между тем, у тепловоза есть чем поделиться с разработчиками: на нём установлен дизель-генератор, питающий мощные электродвигатели. Поэтому версия о создании на основе тепловоза мощной электростанции обретает вполне конкретные черты. В тепловозе использован генератор, способный выдать мощность в 1,2 мегаватта. Подвижная дизельная электростанция такой мощности – мечта инженера, гражданского или военного

О том, как стыковать нестыкуемое

Для начала с платформы от тягача убрали двигатель, трансмиссию и все узлы, с ними связанные. Вместо них создатели планировали использовать электрическую тягу, а питание брать непосредственно от локомотивного дизель-генератора. По сведениям, всплывшим в 2004 году в журнале «Локотранс», если они, конечно же, достоверны, вместо одного двигателя и полагающейся к нему трансмиссии собирались использовать электромоторы для каждого колеса. Их разместили в ступицах, а вращательный момент колесу сообщался при помощи планетарного редуктора.

Для реализации подобного проекта пришлось бы разрабатывать совершенно новую систему рулевого управления. Как показал недавний опыт, даже при наличии более современных технологий такое начинание может плохо закончиться. Во время испытаний 8-осного тягача КамАЗ-7850, работавшего по аналогичному принципу, произошёл конфуз – его колёса рассинхронизировались, а некоторые вообще развернулись поперёк движения.

Вполне вероятно, тепловоз на колёсном ходу также имел проблемы со стороны ходовой части и рулевого управления. В любом случае, до места назначения (скорее всего, места испытания) самостоятельно доехать он не смог. Его транспортировали при помощи двух военных тягачей: один тащил вперёд, второй толкал сзади. По итогам испытаний собранной конструкции, от проекта решили отказаться и его свернули.

Несмотря на неудачи в разработке тяжеловозов, способных везти тактическое ракетное вооружение, успешно разрабатываются более лёгкие тягачи. Одним из них стал новый тягач 8х8 «Урал-6308», способный перевезти тяжелую технику по любому бездорожью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓