По тундре с удобствами: Улыбчивый вездеход ХРЕN

Северные регионы России прям созданы для того, чтобы портить технику, топить её в болотах и выезжать куда-либо исключительно на вездеходе. Здесь очень много мест, куда невозможно добраться хотя бы без глубоко модернизированного внедорожника, поэтому целый ряд компаний начал выпуск спецтехники, предназначенной как раз для подобных условий. И один из её представителей – вездеход с ярким и неоднозначным названием ХРЕN.

От рукотворных вездеходов до серии

Хоть некоторые и продолжают упорно считать вездеходами исключительно гусеничную технику, в их число входят и колёсные модификации. На самом деле они куда практичнее, более универсальные, да и с управляемостью у них гораздо лучше. За последнее десятилетие колёсные вездеходы стали очень популярны, особенно с началом широкого использования колёс низкого давления. Подобные машины идеально подходят для охоты, рыбалки и многочисленных работ, связанных с разработкой полезных ископаемых.

Конечно, позволить себе подобную игрушку могу не все, слишком уж дорогой она получается. Поэтому народные умельцы научились делать её самостоятельно, в основном на платформе квадроцикла, трицикла или мотоцикла. Подобный вездеход можно легко собрать в гараже, имея некоторый запас инструментов, материалов и кое-какие навыки. Облегчённая конструкция при этом даёт немалые преимущества. Впрочем, если соберутся энтузиасты своего дела, то они вполне могут построить нечто более монументальное и интересное. Так, к примеру, родился российский вездеход ХРЕN.

Самоделка

Впечатляющая самоделка под странным именем ХРЕN (аббревиатура из имён участников проекта) появилась на свет в 2010 году, а собрали её в компании «РЕНТ», работающей в городе Усинске. Хоть он и уступал своим гусеничным собратьям по проходимости, но давал несколько важных преимуществ. В частности, его без особенных проблем можно было собрать даже в сарае, поскольку доноров, у которых можно позаимствовать ходовую часть, очень много, в отличие от машины на гусеничном ходу. Её планировалось использовать для доставки разнообразных грузов и людей в отдалённые районы, где о хоть каких-то дорогах никто и никогда не слышал.

Поскольку сотрудникам компании часто приходилось выезжать далеко за пределы цивилизации, они успели опробовать немало транспортных средств, как самодельных, так и серийных. Они накопили большой опыт обращения с подобной техникой и успели не понаслышке познакомиться со всеми их достоинствами и конструктивными недостатками. В принципе, поэтому и возникла идея создать вездеход и учесть в нём все накопившиеся замечания.

ХРЕN в лучших традициях Франкенштейна создавался из всего, что попалось под руку. Особенно на него тратиться никто не хотел, поэтому использовать уже существующие узлы и детали в основном российских производителей. Основной принцип был – чем проще, тем лучше, чтобы и техника не подвела, и ремонтировать её можно было легко. Раму для такого уникального творения пришлось делать самостоятельно, но на неё устанавливались серийные детали. Мосты позаимствовали у «Газели», гидроусилители у «Урала», двигатель – дизельный ЗМЗ–514. Улыбчивую кабину сняли с очень своеобразной белорусской машины УЭСМ «Роса», но кунг сделали самостоятельно. Делали его из листового алюминия, чтобы максимально облегчить конструкцию и упростить изготовление. Листовым алюминием обшили прочную стальную раму, получился достаточно надёжный грузопассажирский отсек.

Одна из самых интересных деталей в конструкции ХРЕNа – его шарнирно-сочленённая рама. Машина обещала быть достаточно длинной – 6,4 метра, поэтому дополнительная манёвренность лишней не была. Ходовую часть тоже упростили, использовав цепную передачу вместо бортовых редукторов. Трансмиссию сделали полноприводной, а на каждое колесо установили балансир, благодаря которому оно постоянно контактирует с поверхностью и не зависает в воздухе во время преодоления препятствий.

Как показала практика, с проходимостью у вездехода оказалось всё в порядке. Правильная подвеска и высокие колёса обеспечивают дорожный просвет 600 миллиметров, а при ширине 2,75 метра вся конструкция обладает большой устойчивостью несмотря на наличие кунга. Немалой частью своих внедорожных качеств ХРЕN обязан наличию четырёх осей и колёсам низкого давления. Они подключены к компрессору, поэтому давление можно регулировать в зависимости от типа поверхности, по которой приходится ехать. Вездеход с одинаковой лёгкостью преодолевает рыхлую землю, заболоченные участки, кочки, ямы и даже открытую воду. Корпус герметичен, а колёса выполняют роль поплавков, ХРЕN может плавать со скоростью не менее 4 км/ч.

Трёхтонная машина, если ей подкачать колёса, хорошо едет по асфальтированному шоссе. Скорость, правда, ограничена 50 км/ч. Вездеход может везти до полутора тонн полезной нагрузки, а также тянуть двухтонный прицеп. При этом двух 75-литровых топливных баков хватает на поездку длиной до 300 километров.

Впрочем, улыбчивый вездеход уже успел стать историей. Компания решила всерьёз заняться производством подобной техники и постоянно его совершенствует. Новая модель ничуть не напоминает своего раннего прародителя, фактически это совершенно новая машина, да и имя ему сменили. Теперь его называют «Зырянин» и выпускают в двух модификациях, в двухосной и трёхосной. На него установили более тяговитый двигатель, масса стала побольше, да и длина выросла. Вездеход пошёл в серийное производство и нашёл своё место в компаниях, работающих в довольно жестких условиях севера.

На текущий момент существует много компаний, занимающихся созданием вездеходов. Одни собирают их с нуля, а другие занимаются глубокой модернизацией внедорожников и выпускают такие машины, как «Викинг».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓