Каждый человек, который жил в СССР в сознательном возрасте, прекрасно помнит автобусы венгерской автобусостроительной компании Ikarus. Их можно было встретить на городских маршрутах. Более комфортабельные версии автобусов использовались для междугородних перевозок.
Заводы Советского Союза производили огромное количество транспортных средств, автобусы «Икарус» регулярно приобретались у венгерской компании. На это были определенные причины.
История автобусов Ikarus
Производство автобусов на венгерском заводе «Икарус» началось в послевоенное время – в 1951 году. При этом компания существовала уже более 50 лет.
Первой моделью автобуса стал Ikarus 30. Данная модель транспортного средства получилась очень удачной. Венгерские инженеры отлично поработали над всеми характеристиками автобуса. Транспортное средство обладало кузовом вагонной компоновки. В качестве сердца автобуса служил дизельный силовой агрегат Csepel D-413. Который обладал мощностью 60 лошадиных сил.
После начала выпуска модели Ikarus 30 была разработана модель с индексом «60». Именно она первой попала в Советский Союз. Старшему поколению людей которые жили в СССР хорошо знакома другая модель венгерских автобусов – Ikarus 55 Lux. Начиная с 1955 года данный автобус можно было видеть в Советском Союзе. Они проработали на различных рейсах вплоть до начала 1980 годов.
На версии 55 Lux был установлен шестицилиндровый дизельный мотор Csepel D-614, который обладал мощностью в 145 лошадиных сил. Согласно официальной информации, в СССР было импортировано 3 тыс. 762 автобусов данной серии. Это совсем не удивительно. Ведь автобус был довольно комфортабельным и в то же время очень любим советскими водителями. Венгерский автобус был довольно надежен, удобен в работе и что немало важно являлся очень экономичным транспортным средством.
Популярные в СССР автобусы Ikarus двухсотой серии
Наиболее распространенными заграничными автобусами в СССР были венгерские модели двухсотой серии. Инженеры завода в Будапеште придумали довольно универсальную модульную конструкцию. Благодаря ей, на заводе можно было производить транспортные средства не только различной длинны, но и компоновки дверей.
Первым из двухсотой серии стал автобус «Икарус 250». Его сердцем являлся дизельный двигатель Раба-МАН. Благодаря довольно внушительным габаритным размерам автобус был большим не только снаружи, но и внутри.
Жители СССР высоко оценили комфортабельность и габариты автобуса Ikarus 250. Транспортное средство было не только довольно экономичным, но и весьма надежным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автобусы Икарус новой модели очень часто использовались на всех междугородних маршрутах Советского Союза.
Следующей моделью, которую произвел венгерский завод «Икарус», стал автобус 260 серии. Он сошел с конвейера в 1971 году. За период с 1973 по 1991 годы, правительством советского союза было приобретено 49 тыс. 256 автобусов данной модели. В основном их можно было встретить на городских маршрутах страны.
Почему в СССР закупали заграничные автобусы Ikarus
Трудно спорить с тем, что СССР был довольно мощной страной в производственном плане. Однако при этом правительство страны почему-то предпочитало приобретать автобусы Ikarus в Венгрии. Причина этого довольно проста. Из-за масштабов страны предприятия и заводы Советского Союза просто не справлялись с высоким внутренним спросом страны.
Всего за 10 лет, в период с 1970 по 1980 годы население страны увеличилось на 10%. Поэтому правительству СССР пришлось довольно быстро решать проблему общественного транспорта в стране. В данный временной промежуток у венгерского завода «Икарус» каждый год приобреталось порядка 9-8 автобусов.
Согласно официальной информации в период с 1966 по 1990 годы в СССР было продано порядка 150 тыс. различных автобусов завода Ikarus. Это сделало компанию из Будапешта в число лидеров среди крупнейших автобусных производств в Европе. Однако как это часто бывает, то что имеет начало, имеет и конец.
После распада СССР, венгерский завод «Икарус» столкнулся с большими трудностями. Исчез основной рынок сбыта автобусов. Объем производства транспортных средств начал стремительно сокращаться. В результате этого крупномасштабное производство автобусов сократилось, и предприятие было разделено. В 2003 году основной венгерский завод был закрыт.