Хоть самолёты и превратились в обычный и весьма распространённый вид транспорта, о них по-прежнему ходит немало легенд и мифов. Одни на поверку оказываются правдивыми, хотя бы частично, другие же были выдуманы непонятно кем и настолько нелепы, что вызывают лишь недоумение.
1. Падение из-за открытой двери
У некоторых пассажиров чисто гипотетическая возможность того, что кто-то может открыть дверь самолёта на большой высоте, вызывает как минимум сильное беспокойство. Наверное, из-за этого и возник миф, согласно которому самолёт после такого происшествия может рухнуть вниз. На самом деле, реальность в этом конкретном случае гораздо скучнее. Во-первых, разгерметизация самолёта причиной падения обычно не становится, эта аварийная ситуация даже предусмотрена общими правилами, а над каждым пассажиром есть кислородная маска, чтобы те могли спокойно дышать в разреженной атмосфере. Во-вторых же, пассажир физически не сможет открыть дверь, поскольку та оборудована защитой именно на такой случай. Она фиксируется замками и разницей давления между внутренним пространством и внешним.
2. Пассажира может вытянуть в иллюминатор
Согласно этому мифу, в случае повреждения стекла в иллюминаторе поток воздуха может захватить пассажира и вытянуть наружу. Всё-таки стекло оно везде стекло, а вдруг оно разобьётся или же его выбьет какой-нибудь не совсем адекватный человек. Тогда произойдёт разгерметизация, и пассажира у окна просто «высосет» наружу. На самом деле, этот миф и правдоподобен, и нет, в зависимости от ситуации. Разница в давлении между салоном самолёта и забортной атмосферой на высоте 10 тысяч метров действительно большая, но вот разбить стекло не так-то просто, оно бронированное и рассчитано на подобные действия. Да и окошко слишком маленькое, чтобы в него человека сходу могло вытянуть.
Конечно, здесь есть один интересный нюанс: случай «выброса» человека за борт всё-таки был, как минимум один. Это произошло в апреле 1988 года на борту Boeing 737—297 авиакомпании Aloha Airlines. На высоте около 8 тысяч метров с самолётом случилось то, что обычно происходит со вздувшейся банкой с огурцами. Из-за усталости металла и структурных повреждений не выдержал фюзеляж, и его кусок над серединой самолёта вырвало из-за нагрузки и разницы давления. Стоявшую на ногах стюардессу мгновенно выбросило за борт потоком воздуха, а сам самолёт сильно пострадал из-за взрывной декомпрессии: вздулась палуба, лопнули балки, пострадала электрика.
3. Маленькие самолёты опасные
Согласно статистике, аварии с самолётами случаются гораздо реже, чем с автомобилями, да и количество погибших пассажиров при этом не в пример меньше. Большой реактивный лайнер невольно вызывает трепет и уважение даже своим внешним видом. Он создаёт ощущение большой прочности и надёжности, и на самом деле таким и является. Вот только отношение к маленьким одномоторным самолётам или даже к небольшим реактивным бизнес-джетам может быть прямо противоположным. Почему-то у довольно большого числа людей сложилось к ним предвзятое отношение. Они считают, что маленький самолёт по умолчанию менее надёжный и прочный.
На самом же деле это далеко не так. Их проектированием занимаются высококлассные специалисты, их строят профессионалы на современных заводах, в их производстве используют высокотехнологичные материалы и совершенное оборудование, а проверке и тестированию уделяется особое внимание. Поэтому нет никаких причин считать их некачественными или ненадёжными.
4. Авиакатастрофа – смертный приговор
Несмотря на все заверения авиаперевозчиков, производителей, статистиков и просто менеджеров по продажам, самолёт был и остаётся опасным видом транспорта. Ведь в случае крупной аварии, особенно если она произойдёт на большой высоте или скорости, шансов спастись у экипажа и пассажиров будет не очень много. Особенно хорошо это понимают конструкторы и специалисты, разрабатывающие меры безопасности. Фактически они обязаны предусмотреть любые проблемы и решить их заранее.
Именно благодаря им вероятность выживания во время серьёзной аварии сильно повышается. Именно они придумали специальную конструкцию для дверей, которая не даёт им открываться во время полёта, и прочие не менее впечатляющие «технические фокусы». Далеко не всегда авария заканчивается гибелью людей, и даже в больших авиакатастрофах находят выживших.
5. Самолёт разобьётся от удара молнии
Молния чрезвычайно опасна для самолёта, впрочем, как и для любой техники, которая строится на электрических схемах. Тем более она смертельна для человека, и исходя из этого легко себе представить, что сделает разряд с летящим сквозь грозу авиалайнером. Один из самых распространённых мифов гласит, что самолёт от воздействия молнии просто рухнет вниз, а из пассажиров на борту никто не уцелеет после поражения электрическим разрядом. На самом же деле всё происходит не совсем так.
Согласно статистике, в самолёт попадает молния примерно раз в год. То есть один раз в год в каждый из существующих самолётов, а в некоторые даже чаще. Для самого самолёта приятного в таком событии мало, но он его успешно переживает и продолжает полёт по расписанию, как будто ничего и не произошло. Попадание молнии в самолёт, конечно, это не штатная ситуация, но с ней он справляется без особых проблем благодаря усиленной защите. Одна из мер защиты от разряда огромной мощности – непосредственно сам фюзеляж. Он представляет собой большую клетку Фарадея и принимает на себя весь заряд, защищая таким образом всех находящихся на борту пассажиров. Все электрические компоненты также имеют свою защиту и не выходят из строя от высокоэнергетического импульса.
Хоть и не часто, но авиакатастрофы всё-таки происходят, а некоторые из них навсегда остаются большой загадкой.