787-й «Лайнер мечты» – самый большой самолёт, совершивший посадку в Антарктиде

Доставку чего бы то ни было за полярный круг можно считать настоящим подвигом. Это требует неимоверных затрат и всегда связано с определённым риском, как для человека, так и для техники. Немалая часть грузов доставляется самолётами, причём некоторые из самолётов бьют все рекорды как по размерам, так и по грузоподъёмности. Последним подобным гостем за полярным кругом стал Boeing 787 Dreamliner.

Доставка издалека

Большая часть жителей современных мегаполисов редко задаётся вопросом, как появляются товары на полках, а если вдруг на месте не оказывается чего-то нужного, то оно обязательно появится там немного позже. К сожалению, для полярных районов подобный принцип не работает, там доставка жизненно необходимых вещей и продуктов происходит раз в несколько месяцев, и это сопряжено с серьёзными трудностями. Лучшим и самым быстрым способом доставки как был, так и остаётся самолёт, но с некоторыми ограничениями.

Как ни крути, но самолёту для приземления нужна взлётно-посадочная полоса, причём ровная и достаточной длины. За полярным кругом найти подобную площадку естественного происхождения очень сложно. На суше этому мешает естественный рельеф местности и нагромождение больших скал, а замёрзшая водная гладь часто покрывается ледяными торосами едва ли не в человеческий рост. К тому же, чем больше и тяжелее самолёт, тем длиннее нужна взлётно-посадочная полоса и толстый лёд, способный выдержать не только большой вес, но и огромные нагрузки при посадке. Даже для сравнительно небольших грузовиков это обязательно становится проблемой, не говоря уже о настоящих летающих монстрах, таких как Boeing 787 Dreamliner. Впрочем, чудеса иногда случаются.

Ледовая взлётно-посадочная полоса

На Земле Королевы Мод, которая находится в Антарктиде, на её атлантическом побережье, находится норвежская исследовательская станция «Тролль», основанная ещё в 1990 году. С тех самых пор в зимнее время там находится персонал в количестве восьми человек, в летний же сезон количество исследователей вырастает до сорока. Несмотря на суровые внешние условия, скучать им не приходится. Они постоянно заняты наблюдением за окружающей средой и работой над многочисленными научными проектами. Станция очень важна и приносит большую пользу, иначе её работу не стали бы поддерживать, поскольку на это тратятся неимоверные суммы.

Как бы то ни было, доставка сюда грузов всегда была связана с большими трудностями. Самоё большой трудностью является окружающая местность: к нунатаку (скалистая местность, окружённая ледником) невозможно близко подойти на ледоколе, а самолёт никак не мог приземлиться в непосредственной близости от базы. Из-за этого вплоть до 2005 года сюда приходилось отправлять целые экспедиции, которым сначала требовалось отправиться до ближайшей возможно точки высадки, а она находилась на расстоянии в 250 километров. После этого требовалось перенести груз на вездеходы и отправляться к месту назначения очень сложным и тернистым путём. Только к 2005 году была проделана большая работа по обустройству ледового аэродрома в непосредственной близости от базы «Тролль».

Процесс подготовки ледового поля нельзя было назвать ни быстрым, ни простым. Фактически это было огромное пространство, покрытое голубым льдом. Образуется голубой лёд, когда снег покрывает ледник толстым слоем, сжимается под воздействием солнце и ветра, а потом постепенно превращается в неотъемлемую часть ледника. Конечно, поверхность ледника не была ровной, она сплошь была покрыта трещинами и ледяными торосами, и задача сотрудников станции как раз состояла в том, чтобы превратить всё это в идеально ровную взлётно-посадочную полосу. Вся эта большая работа была сделана при помощи мощного лазера и обычной техники, которая используется на горнолыжных курортах.

Впрочем, на этом процесс не завершился. Каждый год, когда открывается сезон лётного сообщения, ВВП готовят к принятию самолётов. Для этого взлётно-посадочная полоса проверяется на наличие ям и трещин, а если их находят, то заполняют смесью колотого льда, снега и воды, после чего выравнивают. Даже к снегу тут отношение особое, он помогает сохранить взлётно-посадочную полосу и охлаждает её, поэтому его убирают непосредственно перед использованием. Последний штрих в подготовке – это измельчение верхнего слоя льда, это помогает увеличить сцепление с поверхностью.

Посадка тяжеловоза

Последним достижением «ледовых техников» стала посадка на ледяную ВВП тяжёлого самолёта Boeing 787 Dreamliner. Это стало возможным по двум причинам: во-первых, сама взлётно-посадочная полоса расположена на леднике, а во-вторых, сотрудникам базы «Тролль» удалось усовершенствовать технологию создания и подготовки ВВП, за счёт чего повысился максимальный предел нагрузки на неё. Результат налицо – огромному 787-му удалось не только успешно произвести посадку, но и привезти с собой целую экспедицию с солидным грузом.

На борту самолёта при этом находилось 45 членов экспедиции, а также 12 тонн полезного груза, большую часть которого составляло разнообразное исследовательское оборудование. Оно необходимо для проведения дальнейших исследований и обновления уже существующего технического парка.

Как утверждают сами сотрудники станции, созданная ими взлётно-посадочная полоса вполне пригодна к постоянному использованию. Если постоянно использовать большегрузные самолёты, можно либо уменьшить количество рейсов и поберечь экологию, либо оставить их на прежнем уровне и начать развивать исследовательскую станцию. Впрочем, всё это остаётся на уровне разговоров, о коммерческом использовании ВВП и самолётов Boeing 787 Dreamliner никто даже не упоминает.

С самолётами связано много интересных историй и фактов, к примеру, некоторые виды ремонтных работ производятся техниками прямо на месте при помощи скотча.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓