В Музее Квинсленда (Австралия) в ноябре будет выставлен уникальный экспонат — последний сохранившийся немецкий танк A7V Sturmpanzerwagen времен Первой мировой войны. Что еще более удивительно, из 100 лет, которые исполнилось танку, 98 лет он провел именно в Квинсленде.
В конце Первой мировой войны танки считались чем-то вроде ультимативного оружия, способного переломить ход любого сражения. Тем не менее, Германия смогла построить только 20 бронемашин во время войны. И все двадцать танков были модели A7V.
Танк, о котором сегодня идет речь, получил собственное прозвище «Мефисто» (Мефистофель). Боевую машину весом 33 тонны постигла ту же участь, что и многие другие танки той эпохи – она попросту застряла в грязи на поле боя в Виллер-Бретонне.
После этого немецкий экипаж покинул танк, и его захватили солдаты Квинсленда из 26-го батальона. Далось им это непросто — чтобы добраться до танка, солдатам пришлось пересечь нейтральную полосу под огнем немецких винтовок, пулеметов, артиллерии и даже отравляющего газа.
Как только австралийцы добрались до «Мефисто», они отбуксировали его с помощью двух британских танков в тылы союзников, где танк сразу же стал достопримечательностью среди солдат. Буквально все хотели сфотографироваться рядом с немецким железным монстром.
Поскольку «Мефисто» был захвачен солдатами из Квинсленда, его и отдали им в качестве трофея. Это должно было поднять моральный дух австралийцев, ведь они могли своими глазами увидеть «особый трофей», захваченный их соотечественниками у немцев.
В итоге «Мефисто» провел не одно десятилетие на открытом воздухе в Старом Музее Брисбена, прежде чем он был перевезен в Музей Квинсленда в 1990-х годах. Во время наводнения в Брисбене в 2011 году «Мефисто» залило грязью. Поэтому его пришлось срочно восстанавливать, чтобы выставить на австралийском военном мемориале. Теперь он вернулся в Музей Квинсленда навсегда.
Сильно поврежденный танк A7V вблизи Виллер-Бретонне. Скорее всего, это «561 Никсе», в котором лейтенант Вильгельм Бильц из 2 танкового подразделения 24 апреля 1918 года участвовал в одном из первых в истории танковых сражений. В этом сражении «Никсе» подбил два британских танка Mark IV, прежде чем сам был серьезно поврежден еще одним Mark IV под бортовым номером 4066
Поскольку это единственный оставшийся танк такого рода, он считается бесценным. Неудивительно, что немцы неоднократно предпринимали попытки вернуть его «на родину», но австралийцы наотрез отказывались отдать уникальный трофей.
Sturmpanzerwagen A7V был построен после того, как Германская империя увидела психологический эффект, который британские и французские танки оказывали на ее пехотные войска. Хотя на самом деле с танками союзников довольно неплохо справлялись с помощью противотанковых ружей и артиллерии, неуклонно надвигающиеся на ряды немцев бронированные машины сильно подрывали боевой дух войск. И это нельзя было игнорировать.
Немецкое командование разместило заказ на 100 танков A7V, из которых успели построить всего 20. Чертежи A7V были разработаны капитаном Йозефом Фольмером в 1916 году. Согласно проекту, боевая машина весом 30 тонн и максимальной скоростью не менее 12 км/ч строилась на базе шасси австрийского трактора Holt. Она была способна пересекать канавы шириной до 1,5 м. Помимо основной 57-миллиметровой пушки A7V также был вооружен пятью 7,92 мм пулеметами MG-08.
Первый опытный образец был испытан в апреле 1917 года, а окончательный прототип был готов к маю 1917 г. После успешных испытаний окончательного прототипа, дизайн был слегка подправлен, и в сентябре 1917 года началось серийное производство. Танк был назван в честь отдела, который спроектировал его — 7 Abteilung, Verkehrswesen (A7V). Sturmpanzerwagen переводится как «штурмовой бронированный автомобиль».
Сразу же после появления A7V на полях сражений выявились недостатки в его дизайне. Крыша и днище были очень тонкими и не могли противостоять даже осколкам после взрыва гранаты.
Использование обычной стали вместо бронированного сплава (для облегчения производства) означало, что броня была ослаблена и не могла противостоять артиллерийскому обстрелу. Подобные слабости немцы уже замечали в проектах союзников, но «наступили на те же грабли».
A7V также имел низкий дорожный просвет, затрудняющий передвижение по сильно пересеченной местности полей сражений. Из-за этого ограничения первые десять A7V были применены только на относительно ровной местности.
После катастрофического нападения, в результате которого большинство A7Vs сломались или застряли в грязи и были захвачены союзниками, немцы отменили дальнейшее производство данной серии танков.