БТР, БМД и БМП никогда не были идеальной техникой. Скорее, это был некий компромисс между защитными качествами, вооружением, мобильностью и вместительностью. Именно поэтому бронирование было лишь символическим и могло защитить разве что от обычной пули, да и то не очень большого калибра. Для усиления защиты личного состава в 1990-х годах был создан новый вид бронетехники – БМО-Т, боевая машина огнемётчиков.
Защиты ради
Ещё во время афганской войны перед советским командованием стала большая проблема – легкобронированная техника совершенно не защищала личный состав. Дошло до того, что солдаты отказывались садиться внутрь и предпочитали ехать на броне. Конечно, их в любую минуту могли обстрелять, но с брони можно было быстро соскочить и спрятаться в укрытии. Внутри БТР или БМП все оказывались в ловушке: броня не защищала от огня, аи быстро выбраться наружу не представлялось возможным, что в конечном итоге приводило к большим жертвам.
Единственным выходом было увеличение бронирования, но при этом увеличивался вес, от чего страдали другие показатели. Впрочем, проблему решили быстро, и для этого решили избавиться от совершенно ненужной в тех условиях плавучести. Она была нужна, чтобы преодолевать водные преграды во время боевых действий, но в Афганистане это был неактуально, поэтому невостребованные качества решили заменить лишней бронёй. Так и появилась боевая машина огнемётчиков, БМО-Т.
Тяжёлый БТР
Новую машину с нуля разрабатывать не пришлось, поэтому уже в 2001 году на вооружение был принят первый образец БМО-Т. Машина предназначалась для перевозки отделения огнемётчиков, вооружённых реактивными противопехотными огнемётами «Шмель». Всего внутри помещалось семь человек плюс два человека экипаж. Огнемётное отделение представляло собой солидную ударную силу, но без серьёзной защиты оно было очень уязвимо. Для их защиты и использовалась БМО-Т, под прикрытием её бортов огнемётчики могли покинуть простреливаемые позиции.
Машину построили на основе танка Т-72, поэтому она обладала куда более солидным бронированием, чем штатные БМП. Благодаря тому, что её построили на уже готовом мощном шасси, конструкторам не пришлось проектировать новое, способное нести тяжёлую броню. Корпус оставили практически нетронутым, а все изменения были косметическими. Было два глобальных изменения в конструкции – башня и боевое отделение. Первую пришлось полностью убрать и сделать бронированную крышу, да и боевое отделение сделали практически с нуля. Фактичекски для экипажа (командира и механика-водителя), а также для пассажиров-огнемётчиков внутрь встроили бронекапсулу, которая обеспечивает дополнительную защиту. Также в обитаемом отсеке смонтировали место для хранения боекомплекта – пусковых установок «Шмеля» в количестве 32 штук. Для него отвели место над левой гусеницей, при этом пусковые трубы хранились в специальном стеллаже и фиксировались быстроразъёмными замками.
Конструкторы спроектировали БМО-Т таким образом, чтобы оригинальный Т-72 пришлось подвергнуть минимальной переделке. Лобовая броня полностью досталась от танка, изнутри на боковых стенках сделали места хранения для перевозимого оборудования, а борта усилили при помощи дополнительных экранов и динамической защиты. Фактически степень защиты боевой машины огнемётчиков находится на уровне современного танка. При этом она имеет гораздо более низкий силуэт и массу, равную 43,9 тонны. Для самих огнемётчиков внутри созданы куда более комфортные условия, чем могли бы мечтать военные. Основным же предназначением новой техники стала борьба с укреплёнными огневыми точками, уничтожение временных оборонительных сооружений и групп противника. Самое же главное, что БМО-Т может обеспечить безопасную транспортировку, высадку и посадку личного состава, который прикрывается бронированным корпусом и дверцами.
Наверху в передней части по левому борту разместили небольшую поворотную башенку, с помощью которой командир может обозревать окрестности. К тому же на ней установлен пулемёт калибра 12,7 миллиметра, предназначенный для обороны, он же выполняет роль зенитной установки. Для управления им покидать кабину не требуется, всё делается дистанционно. Также для защиты машины и экипажа используются расположенные на крыше гранатомёты калибра 81 миллиметр. Всего их 12 штук, и с их помощью можно установить дымовую завесу. Для наблюдения за окрестностями используются приборы дневного и ночного видения.
К большому сожалению, широкого распространения боевая машина огнемётчиков не получила, хоть на поле боя она могла бы принести большую пользу. Всего было изготовлено около десятка машин, которые поступили на вооружение в различные подразделения.
Когда военные списывают старую бронетехнику, часть её обязательно оказывается на рынке. Где её может купить практически любой желающий, а потом превратить почти в идеальный автомобиль для охоты и рыбалки.