Не все водители понимают и принимают целесообразность полиса ОСАГО. Некоторые придерживаются мнения, что они водят машину едва ли не идеально, поэтому страховка им ни к чему, но всего предусмотреть невозможно. Конечно, за страховку придётся заплатить, но и здесь можно сэкономить, если не попадать в неприятности на дороге.
КБМ: Что такое и зачем нужен
На дороге многое зависит от человека и его поведения, поэтому на соблюдение правил водители мотивируются самыми разными способами. КБМ – один из них. Стоимость страхового полиса ОСАГО не фиксирована, она зависит от множества факторов, например, от стажа водителя, региона, длительности страховки, мощности двигателя и прочих. Один из них – КБМ, коэффициент безаварийной езды (bonus-malus). Чем дольше водитель будет избегать неприятностей на дороге, тем меньше ему придётся платить за страховку. Поэтому есть прямой и наиболее понятный для автовладельца стимул водить аккуратнее, а именно финансовый.
Коэффициент безаварийной езды указывается непосредственно в полисе страхования, в таблице вместе со всеми остальными. Также проверить КБМ можно в базе Союза автостраховщиков в режиме онлайн, указав некоторые личные данные. Поскольку страховщиков много и автовладелец может страховать автомобили (если их несколько) в разных компаниях, была введена единая база для хранения этих коэффициентов. Она хранится в Российском союзе автостраховщиков (КБМ АИС РСА), а данные в неё могут вносить и корректировать все страховые. Поэтому у водителя единый коэффициент, действующий в любой компании. Тем не менее, время от времени у водителей возникают проблемы.
Что может пойти не так
Для одних водителей скидка на страховой полис является приятным бонусом, другие же целенаправленно стараются понизить коэффициент, чтобы платить меньше. В любом случае потеря КБМ может быть весьма неприятной, особенно, если он снижался долго и упорно. Конечно, случайности никогда нельзя исключать, поэтому даже при аккуратном вождении можно стать причиной аварийной ситуации, тем самым поспособствовав повышению коэффициента. Впрочем, это может случиться и без аварии, по недосмотру автовладельца.
Одна из причин резкого повышения коэффициента – несоответствие паспортных данных или водительского удостоверения. Если водитель, к примеру, сменил фамилию, то с новым удостоверением он получит КБМ, равный 1,17, который по умолчанию устанавливается для новичков. Чтобы этого избежать, необходимо вовремя подать изменившиеся данные в страховую компанию. Есть и более неприятные ситуации, когда из-за программных ошибок и технических сбоев коэффициент сбрасывается сам по себе.
Такие случаи сложно назвать обычными, но и для них существует своя процедура, восстановить КБМ можно предусмотренным для этого средствами. Если коэффициент был сброшен из-за собственной забывчивости автовладельца или в связи с технической ошибкой, стоит написать заявление в страховую компанию на его восстановление. В заявлении стоит указать номер удостоверения (нового и старого), а также реквизиты страхового полиса. К счастью, страховая компания ведёт детальные записи, поэтому можно проверить факт отсутствия аварий и подтвердить, что причин для повышения КБМ не было.