Бронетехника – это не всегда танки и тяжёлые САУ. Немалая часть бронированной техники не отличается слишком уж большими размерами, она используется для решения самых разных задач, например, для десантирования и создания быстрых мобильных групп. Ещё в 2019 году в Германии началась разработка бронированной машины для воздушно-десантных частей, и у неё есть на что посмотреть.
Долой старьё
В 1970-х годах Бундесверу потребовалась достаточно лёгкая бронированная машина, которую могли бы использовать воздушно-десантные подразделения. Она должна была быть низкопрофильной, легко помещаться в грузовой отсек самолёта, защищать личный состав и нести на себе довольно мощное вооружение. Также среди требований были большая маневренность и проходимость, сравнительно высокая скорость и большой запас хода. В общем, немецкому командованию нужна была бронетехника, которую можно было бы включить в состав мобильных десантных подразделений. Её собирались использовать независимо от местности, и в городской чарте, и на пересечённой местности.
Так появилась бронированная машина Wiesel. Её выпускали с 1989 по 2001 год, она и сейчас находится на вооружении ВС Германии. Конечно, её попытались модернизировать, но техника безнадёжно устарела, и морально, и технически. В итоге в 2018-2019 гг. было принято решение о частичной модернизации Wiesel, но эта мера была всего лишь временной. Десантная бронемашина требовала полной замены чем-нибудь более современным и приспособленным к настоящим реалиям, поэтому в 2019 году стартовали работы по созданию замены, бронированной машины GSD LuWa.
Высокотехнологичная замена
Изначально бронированную машину GSD LuWa планировали принять на вооружение и заменить ею устаревшую технику. При этом разработке уделялось огромное количество внимания, а используемые конструктивные решения уж какие угодно, но только не обычные. Бундесвер стремился решить сразу несколько проблем: вооружить армию новой техникой, интегрировать её в современные информационные системы и обеспечить некоторые перспективы на будущее. В 2019 году Министерство обороны составило список требований к новой технике. Среди прочего, бронемашина должна была иметь управляемую ходовую часть гусеничного типа, мелкокалиберную пушку в составе боевого модуля и гибридную силовую установку. К тому же производитель должен был предусмотреть транспортировку самолётом и вертолётом. Конкурс выиграла компания Industrieanlagen Betriebsgesellschaft MBH.
На текущий момент завершена разработка только прототипа, при создании которого использовали немало интересных технологий. Прототип использовали в качестве демонстратора возможностей, чтобы показать перспективы боевой машины и её лучшие качества. Бронемашина получилась достаточно компактной, её длина и ширина составляли 4,2 и 2 метра соответственно, а вес – около 6 тонн. Фиксированной же высоты не было, она изменялась в зависимости от боевого установленного модуля. О степени бронирования машины пока что ничего неизвестно, но оно защищает от стрелкового оружия, осколков и мин. Разумеется, о какой-либо серьёзной защите от снарядов речи не идёт. Гусеничные траки спрятаны в нишах, лобовая часть скошена вперёд, и спереди имеется остекление с большой площадью.
Одна из самых интересных технических деталей – четырёхгусеничная компоновка шасси. По каждому борту расположены по две гусеницы, каждая из которых работает автономно. При этом ведущие колёса передних двух гусениц расположены в передней части, а задних – в задней. В движение машина приводится при помощи двух электромоторов, по одному на каждое ведущее колесо. Благодаря такому разделению GSD LuWa может сохранять подвижность даже после повреждения одной из четырёх гусениц. Оставшихся вполне хватит, чтобы добраться до безопасного места и выполнить ремонт. Сама же подвеска имеет гидравлический привод и с её помощью можно изменять дорожный просвет.
Требования заказчика к силовой установке появились не из прихоти, а исключительно из практических соображений. Обычный дизельный двигатель, достаточно мощный, чтобы сдвинуть с места эту бронированную машину и обеспечить её требуемыми качествами, будет весить слишком много и сильно утяжелит машину. Топлива он тоже будет потреблять в неимоверных количествах, поэтому можно будет забыть о большом запасе хода. Отсюда и родилась идея о гибридной силовой установке. Правда, она несколько отличается от обычной автомобильной.
Сердце GSD LuWa – дизель-генератор, чью мощность никто пока что раскрывать не собирается. Вырабатываемой с её помощью электроэнергии более чем достаточно, чтобы обеспечить работу четырёх мощных электромоторов. Они должны выдавать куда большую мощность и крутящий момент, чем любой известный дизельный двигатель подходящего размера. Благодаря этому бронемашина легко справится с любым бездорожьем, где она вообще сможет передвигаться самостоятельно. В основном режиме движения электромоторы питаются от дизель-генератора, которому для работы не требуется столько топлива, как для более мощных и больших ДВС. Вместе с ними установлены несколько мощных тяговых литий-ионных батарей. Они подзаряжаются во время движения и могут быть активированы в экстренном случае, превращаясь таким образом в главную движущую силу. К сожалению, нет никакой информации о том, сколько времени машина сможет работать в таком режиме и как далеко будет ехать.
О начинке GSD LuWa тоже ничего существенного неизвестно, но можно сделать несколько смелых предположений. На текущий момент странами НАТО отрабатывается несколько перспективных технологий, которые в будущем могут сильно повлиять на боевой потенциал техники и эффективность её использования. Первая – использование единой командной сети для управления боем и координации действий конкретных солдат, техники и подразделений в целом. Вторая – внедрение искусственного интеллекта для управления боем. Можно с большой долей вероятности сказать, что бронемашина получит свою долю высокотехнологичных систем, позволяющих использовать её в рамках единой информационной сети.
Внутри GSD LuWa не показали, но широкой общественности продемонстрировали макет отделения управления. Первое, что в нём бросается в глаза, так это широкое использование компьютеризированных систем. Это предполагает наличие высокотехнологичных систем внешнего наблюдения. У одного же из операторов на голове надет даже шлем виртуальной реальности, что заставляет ещё раз обдумать концепцию и возможные технологии, запланированные для внедрения в бронетехнику. Впрочем, это был всего лишь демонстрационный образец, чьё единственное предназначение – тестирование технологий и их совместимости, а также демонстрация потенциала перспективной техники. В каком виде GSD LuWa пойдёт в серийное производство, и не растеряет ли он по пути большую часть инновационных технологий, покажет лишь время. Официальных сроков старта серийного производства никто пока что не называл.
Одно из последних воплощений современных технологий в военной технике – боевой робот Barkan турецкого производства.