Зачем новой израильской САУ понадобились колёса

Установившийся образ САУ – тяжёлая и неповоротливая техника, способная наносить артиллерийские удары далеко вглубь территории противника. Массивные гусеничные самоходные артиллерийские установки стали своеобразным символом огневой мощи, но сейчас этот стереотип трещит по швам. Всё чаще при создании САУ используются колёсные шасси, как в израильской SIGMA 155.

Бог войны

Не зря этим именем называют артиллерию во многих странах. Ещё во времена, когда она только зарождалась, артиллерийские орудия могли переломить ситуацию на поле боя, не говоря уже о настоящем времени. На текущий момент современные артиллерийские системы представляют собой сложнейшее сочетание высокотехнологичного оборудования и взрывной мощи химии. На этом фоне сильно выделяются САУ, самоходные установки, которые могут похвастаться мобильностью, высокой точностью и большой дальностью стрельбы.

Традиционно конструкторы старались обеспечить САУ хорошей защитой и проходимостью, поэтому техника обязательно получала бронирование на соответствующем уровне, а также гусеничное шасси, как наиболее подходящее в большей части случаев. Правда, у этой бронетехники обнаружилось несколько вполне предсказуемых недостатков, например, САУ оказались довольно неповоротливыми и тяжёлыми.

Изначально предполагалось, что самоходная артиллерийская установка сможет достаточно оперативно сменить позицию после нескольких сделанных выстрелов. Современные контрбатарейные системы могут определить местоположение САУ, после чего по указанным координатам будет нанесён ответный удар, который гарантированно уничтожит установку. Смена же позиции должна помочь этого избежать. Вот только сейчас этот приём перестал работать.

Небесная кара

С появлением беспилотников использование тактики «ударил и убежал», которую с большим успехом использовали САУ, оказалась под большим вопросом. Раньше самоходные установки опасались лишь ответного артиллерийского огня, поэтому быстрая смена позиции вполне оправдывала себя, но теперь этого мало. После определения координат на место отправляется разведывательный БПЛА, и он вполне может отыскать сбежавшую самоходку, поскольку слишком далеко уехать она всё равно не могла. Окончательную точку в вопросе ставит либо скорректированный огонь артиллерии, либо дрон-камикадзе. Последние развиваются стремительными темпами, а их радиус действия постоянно растёт. Они атакуют САУ сверху, где бронирование тоньше всего.

Развитие беспилотных технологий заставило некоторые страны пересмотреть своё отношение к конструкции САУ и принять радикальные меры для повышения эффективности их работы. По мнению конструкторов, артиллерийская установка должна ездить быстрее и быть более маневренной. Решение было очевидным – перенести её на колёсную платформу.

Израильская САУ на колёсах

Одной из стран, которые решили кардинально сменить направление в развитии собственной артиллерии, стал Израиль. На вооружении израильской армии до настоящего времени находятся американские самоходные артиллерийские установки M109A5 калибра 155 миллиметров. Дальность её стрельбы составляет до 22 километров с обычным снарядом и до 30 с активно-реактивным. Самое же интересное, что эта САУ была разработана ещё в 1962 году. Время от времени её модернизировали, а производство было завершено в 2003, поскольку она достигла предела и не может быть более усовершенствована с современными технологиями.

Израиль оказался перед дилеммой – продолжать чинить старую технику или же перейти на новую. Выбрав последнее, военное командование решило строить САУ по новым принципам и приспособить её к современным реалиям и правилам боя. В итоге новая разработка SIGMA 155 оказалась на колёсном шасси вместо гусеничного.

SIGMA 155

Расчёт был прост: с отказом от использования гусениц самоходка получала куда большую мобильность, поэтому могла быстрее покинуть позицию и уйти от удара возмездия. К тому же колёсное шасси давало ещё несколько интересных плюшек. Первая из них – большая скорость передвижения и гораздо меньший вес.

Таким образом САУ может быстрее добраться до места назначения, для её перевозки не требуется отдельный танковоз, а при необходимости установку вполне можно транспортировать самолётом. К тому же её конструировали с учётом специфики театра военных действий: с колёсной платформой гораздо легче передвигаться по песку. Одним из доводов против колёсного шасси было практически полностью отсутствующее бронирование, а следовательно, экипаж оказывался почти полностью беззащитным перед противником. Израильские конструкторы поступили по-другому, они снабдили самоходку бронёй, правда, нет никакой информации о её типе или толщине, поэтому сложно судить о степени защищённости. Хотя вряд ли бронирование способно защитить от чего-то более опасного, чем осколки на излёте и пули от обычного стрелкового оружия.

Согласно представленной информации, экипаж находится в самой кабине и состоит из двух-трёх человек, а в башне нет никого. Вся работа артиллерийской установки полностью автоматизирована, а человек принимает участие только в выборе цели и наведении на неё. Боеукладка находится непосредственно в башне вместе с заряжающим автоматом. Длина ствола составляет 52 калибра, но дальность стрельбы остаётся неизвестной. Самоходную артиллерийскую установку SIGMA 155 построили на базе шасси Oshkosh LVSR, а в движение его приводит двигатель мощностью 600 лошадиных сил. По всей видимости, именно эта САУ в итоге займёт место изжившей себя американской самоходной установки. О сроках принятия на вооружение никто пока что не говорил.

Не вся списанная бронетехника утилизируется и превращается в металлолом, немалая её часть списывается и продаётся частным лицам, чтобы потом стать новой игрушкой или вездеходом для рыбалки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓