У простых советских граждан никогда не было особенных альтернатив в выборе автомобилей, поэтому им приходилось довольствоваться тем, что имелось. При этом качество и технические возможности как-то отходили на второй план. Тем не менее даже на этом фоне некоторые машины оказывались настолько неудачными, что вызывали бурное возмущение водителей.
ГАЗ-31029
К началу 1980-х годов руководству Горьковского автомобильного завода пришлось признать, что «Волга» целиком и полностью устарела. Если до этого момента как-то получалось закрывать на это глаза, то теперь проблема вышла наружу во всей своей красе. Мало того, к производственному оборудованию относились точно также. В частности, прессформы для изготовления кузовных панелей были сильно изношены, и уже с конвейера машины выходили «слегка помятыми».
Решение нашли в номенклатурной «Волге» ГАЗ-3102, предназначенной для чиновничьего аппарата. Их выпускали сравнительно мало, поэтому и оборудование было почти новым. После жарких споров с чиновниками, которые не хотели, чтобы обычные смертные ездили на таких же машинах, как и они, было решено переработать внешний вид «Волги» и удешевить её. Среди прочего, в ГАЗ-31029 установили другой, более простой и надёжный двигатель, а вот с внешним видом не заладилось. Прессформы менять не разрешили из-за возможного удорожания производства, поэтому сменили дизайн: установили оптику от новой перспективной «Газели», добавили пластиковую облицовку и бамперы, скруглив таким образом переднюю часть.
ГАЗ-31029 поступил в продажу уже в 1992 году, когда Советский Союза распался, а на дорогах массово появились иномарки. Обновлённая «Волга» смотрелась очень странно, скруглённая осовремененная передняя часть резко контрастировала с задней, которая осталась нетронутой. За это «Волга» 31029 получила неофициальное почётное звание «ослобык». Впрочем, машина продавалась очень хорошо, водители быстро оценили необычную внешность и надёжный движок. Вот только впоследствии сильно пожалели о своей покупке. Качество сборки оказалось ужасным, а кузов ржавел из-за недостаточной защиты.
ЗАЗ-1102 «Таврия»
Знаменитая «Таврия» родилась из желания хоть как-то осовременить набивший оскомину «Запорожец». Конструкторы, осознававшие необходимость перехода на переднеприводную компоновку, пытались разработать новый автомобиль по мотивам «Жигулей» вплоть до 1977 года, когда в свет вышел Ford Fiesta, после чего дирекция настояла на аналогичном облике.
Впрочем, «Таврии» было тяжело соревноваться с ВАЗ-2108, старт производства которого торопило министерство. Первые экземпляры ЗАЗ-1102 собрали лишь в 1986 году, и «запорожское» прошлое дало о себе знать. Машина оказалась слишком тесной, двух дверей было явно недостаточно, качество сборки откровенно хромало, а в самой конструкции обнаружилось много дефектов, из-за чего машина со временем начинала показывать свой скверный характер.
РАФ-2203
В своё время микроавтобус РАФ стал большим прорывом и фактически заполнил собой пустующую нишу. Правда, его внешний вид оставлял желать лучшего, и его решили сделать более современным спустя лишь несколько лет после старта производства. Новый дизайн оказался куда лучше прежнего, да и над общей конструкцией поработали. 2203 стал самой массовой моделью рафика, а всего он выпускался в 24 модификациях, включая маршрутное такси и скорую помощь. Конечно, это не отменяло всех его недостатков.
Самым же главным из них была недостаточная жесткость кузова. Конечно, его постарались усилить при помощи внутреннего деревянного каркаса, усиления окон и дверных проёмов и дополнительной перегородки между салоном и кабиной, но этого оказалось явно мало. Швы между кузовными панелями всё равно расходились со временем. К тому же количество брака постоянно росло, и уменьшить его не смогли даже солидные инвестиции.
ИЖ-2126
В своё время слишком уж консервативное руководство Ижмаша решило не следовать новомодной тенденции и не переходить на передний привод. Местные конструкторы подсчитали, что переднеприводный автомобиль с современным оснащением ничем не уступит заднеприводному. Поэтому Иж-2126 разрабатывался по классической схеме, но с использованием целого ряда новшеств (по крайней мере, для советского автопрома).
В автомобиле широко использовался пластик, благодаря чему удалось существенно снизить его массу. Конструкторы несколько изменили компоновку и сместили двигатель, увеличив количество свободного места в салоне. Иж-2126 имел двухконтурную тормозную систему и антикоррозионную защиту оцинковкой, а качество сборки кузова не могло не радовать. Первый прототип собрали ещё в 1970 году, но из-за многочисленных проблем, в том числе и финансовых, выпуск смогли начать лишь в 1990 году под именем «Орбита», а массовое производство с новым названием «Ода» — только в 2000 году. За это время собрали их около 5 тысяч, но практически каждый владелец впоследствии пожалел о своём приобретении.
Бывшие владельцы сего чуда до сих пор с чувством вспоминают эту машину. Её общее качество было просто ужасным. Металл для деталей использовался самый дешёвый и совсем неподходящий, поэтому в процессе отваливалось всё, что только могло сломаться, даже педали во время поездки. На кузовных панелях появлялись трещины, а всё металлическое нещадно ржавело, невзирая на наличие соответствующей защиты. Ремонтировать приходилось часто, но для того, чтобы добраться до мелкой и незначительной детали, иногда приходилось разбирать едва ли не полмашины. Если же ломалось что-то серьёзное, к примеру, коробка передач, автомобиль проще было пустить на металлолом.
Старые советские автомобили часто используются в качестве основы для интересных поделок, например, из «Жигулей» сделали роскошную машину.