Как советские инженеры создали самолёт, который мог приземлиться где угодно: Бэлла-1

Советским конструкторам, работавшим в сфере самолётостроения, часто приходилось решать очень сложные технические проблемы и изобретать нечто совершенно новое. Правда, разработчикам везло не всегда, а их инновационные проекты оседали на пыльных полках. Так произошло и с самолётом «Бэлла-1», который должен был стать прорывом в области малой авиации.

Как ездить по Сибири

Сибирь, Крайний Север и Дальний Восток – одни из самых неподходящих мест для досужего посещения. Здесь привычная всем дорога является большой роскошью, а до некоторых населённых пунктов по земле можно добраться разве что в зимнее время, когда раскисшая грязь превращается в камень, а реки становятся ледяными автомагистралями. Впрочем, так везёт не всем. Там, где леса и болота превратили местность в непроходимую полосу препятствий, строить дороги не имеет никакого смысла, а реки, по которым можно добраться до некоторых населённых пунктов, есть не везде. Вот и приходится им полагаться только на самолёты.

Разумеется, речь идёт не о больших авиалайнерах, а всего лишь о малой авиации. Чаще всего это одномоторные самолёты, которым не требуется длинная взлётная полоса, а некоторые из них вообще могут садиться практически на любую ровную поверхность, хоть на грунтовую дорогу. Проблемы начинаются, когда грунтовка или даже ровная поляна без ям становится большой роскошью. В таком случае самолёт не сможет приземлиться, и хорошо, если от этого не будет зависеть чья-то жизнь. Именно этими аргументами и руководствовался Александр Филимонов, тюменский конструктор, разработавший очень необычный самолёт «Бэлла».

«Бэлла-1»

Сибирь – одно из немногих мест на земле, где любая попытка доехать до места назначения в необжитом районе может превратиться в серьёзную проблему. Причём в таких условиях работает много специалистов, поэтому проживающий в Тюмени Александр Филимонов и заинтересовался созданием самолёта, способного приземлиться практически в любой местности за исключением сплошного леса. Самое же интересное, что работал он не по госзаказу и не под крылом именитого конструкторского бюро. Он является автором этой идеи, и он же воплотил её в реальность.

Поскольку финансирования не было как такового, над «Бэллой» он работал в собственном гараже и на собственные же средства. По всей видимости, заинтересовать государство своим проектом он не смог, и на то была веская причина. Работать он начал в середине 1980-х годов, когда в стране уже намечался серьёзный кризис и добиться поддержки столь серьёзного проекта было попросту невозможно. Благо, конструктору удалось найти специалистов со схожими взглядами и, самое удивительное, построить вполне себе рабочий прототип.

Работы по его сборке начались в 1989 году и продолжались вплоть до 1995. Удивительно, но собранный в гараже прототип даже удалось поднять в воздух. Впрочем, всё это было зря, в то время необычный самолёт никого не интересовал, слишком много было проблем, чтобы думать ещё о чем-то, кроме как об их решении. Автору этого проекта так и не удалось привлечь к нему внимание и найти финансирование. В таком состоянии самолёт «Бэлла-1» находился до 2010 года, когда на него наконец-то обратили внимание. Некоторые всерьёз заговорили о том, чтобы довести работу до логического завершения, но дальше этого дело так и не сдвинулось.

Летающее судно на воздушной подушке

Столь необычный внешний вид «Бэллы» был продиктован не прихотью, а целым рядом конструктивных решений, которые пришлось принять, чтобы добиться нужного результата. Согласно замыслу Александра Филимонова, самолёт должен был садиться практически на любую сколько-нибудь ровную поверхность. То есть он должен был быть очень лёгким, иметь большую подъёмную силу и не требовать длинной взлётно-посадочной полосы. Все три условия выполнить было достаточно просто, по крайней мере, решения для этого уже существовали.

Немалая часть конструкции была изготовлена из композитов, они обладают сравнительно маленьким весом и высокой прочностью, поэтому могут выдержать большие нагрузки. Также для снижения веса корпус изготовили из стекловолокна. Для увеличения подъёмной силы конструкторы решили пойти по пути «летающего крыла». Фюзеляж самолёта такого типа можно считать продолжением крыла, поэтому ему не требуется слишком мощные двигатели для разгона, да и длину взлётно-посадочной полосы можно намного сократить.

Главная проблема была в шасси: наиболее подходящим было комбинированное шасси с поплавками и колёсами, при помощи которых можно сесть на поверхность воды или на грунт, но оно не годилось. Для него требовалась слишком ровная поверхность, а найти такую среди кочек и ям было затруднительно. Выход нашёлся, где не ждали: подобной способностью обладало судно на воздушной подушке. Правда, оно не умело летать, а только парило за счёт воздуха, который подавался под днище, но это не остановило тюменских изобретателей. Они решили совместить конструкцию самолёта и судна на воздушной подушке.

В нижней части фюзеляжа по центру самолёта при помощи жесткой рамы закрепили юбку, а над ней в верхней части фюзеляжа закрепили воздушный винт. Через сквозной вертикальный тоннель он нагнетал воздух под самолёт, а юбка удерживала его и обеспечивала подъёмную силу. Таким образом самолёт-амфибия мог спокойно садиться на грунтовую дорогу, вспаханное поле или даже на болото. Обычное шасси тоже было, но использовалось ради экономии топлива только на ровном грунте. Таким образом воздушная подушка выполняла роль универсального посадочного средства. В движение самолёт приводился при помощи двух винтов в задней части, но они были расположены перед хвостовым оперением и постоянно обдували его, чтобы избежать обледенения.

В эксплуатации «Бэллы» должно было быть много преимуществ: малый расход топлива благодаря лёгкой конструкции и небольшого веса, способность приземлиться даже в заболоченной тундре, лишь бы там оказался сухой пятачок, и возможность добраться до самых диких уголков. Полный вес самолёта составлял 1,4 тонны, а на борт он мог принять до 600 килограмм полезного груза (5-6 пассажиров). Скорость он развивал до 250 км/ч и без заправки мог преодолеть до 3 тысяч километров. Как впоследствии заявляли его создатели, самолёт был полностью готов к серийному производству. К сожалению, он так никого и не заинтересовал.

Некоторые советские самолёты были настолько удачными, что их охотно заимствовали в Китае, и построенные на их основе модели работают до сих пор.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓