Как выглядела немецкая амфибия для штурма Великобритании

С 1933 года Германия вела развернула масштабную деятельность по подготовке к новым боевым действиям. В частности, была разработана операция «Морской лев», согласно которой планировалось вторжение в Соединённое Королевство. Она потребовала больших усилий и создания нового вида транспорта, амфибии Land-Wasser-Schlepper (LWS).

И по воде, и по суше

Значение амфибий в военной кампании переоценить очень сложно. Без соответствующей техники любая водная преграда для армии становится практически непреодолимым препятствием, будь то река или морское побережье. Технику и личный состав необходимо переправить на противоположный берег или выгрузить с транспортных кораблей, причём нужно сделать это как можно быстрее и, скорее всего, под интенсивным огнём противника. Инженерные войска со своей уникальной техникой в этом деле играют решающую роль.

Отдельное место среди всей техники, которой оснащаются инженерные войска, занимают амфибии. Они используются для перевозки личного состава и различных грузов, в том числе и во время переправы через водные преграды. В Германии тоже велись, и весьма успешно, разработки машин, способных передвигаться и по суше, и по воде. Работа над амфибиями началась ещё в начале XX века, но первой успешной моделью стала «Гоппе-Кросс». Она обладала полноприводной платформой, оснащалась 45-сильным двигателем и была предназначена специально для таможенной службы.

Впрочем, подобная неспециализированная техника вермахту не подходила. В 1936 году в рамках плана «Морской лев» (Seelowe) Управление вооружений заказало разработку нового вида военной техники, способного преодолевать водные преграды. За его разработку взялись две компании – Alkett и Rheinmetall-Borsig.

Наземно-водный трактор

Именно так переводится название весьма своеобразной машины, которой собрались обзавестись военные. Это должен был быть именно трактор с водонепроницаемым корпусом, способный преодолеть путь от баржи до берега и взобраться по илистому склону. По замыслу заказчиков, амфибиями LWS предполагалось укомплектовать практически каждую баржу и активно использовать их во время десантных операций для транспортировки личного состава, боеприпасов, оружия, продовольствия и прочих грузов.

Рассмотрев поближе предлагаемый проект, специалисты дружно его забраковали, поскольку видели всю ограниченность будущей машины. Они его усовершенствовали и дополнили, представив в итоге универсальный амфибийный транспорт. Хоть он и не был лишён недостатков, но полностью выполнял свои функции.

Гусеничное шасси сделали по аналогии с трактором, оно имело восемь опорных катков с двумя ведущими колёсами. В движение его приводил 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 120 NRMV-12 мощностью 280 лошадиных сил, установленный на корме. Его вполне хватало, чтобы 17-тонную амфибию разогнать до 40 км/ч на твёрдой дороге, а большего для этого транспорта и не требовалось. Машина оборудовалась двумя баками с общим объёмом 600 литров, которые обеспечивали радиус действия 240 км. Для передвижения по воде использовались два гребных винта.

Чтобы максимально снизить сопротивление воды, было решено сделать днище плоским, включая и киль. Сам корпус сделали сварным и изготовили из листовой стали, а его конструкция была максимально простой, чтобы сократить затраты и время на производство. В такой ситуации не было никакого резона изготавливать каркас и распорки, поэтому общую жесткость листового металла увеличили при помощи выштамповки. Длина LWS от кормы до носа составила 8,6 метра, высота 3,13 метра, а ширина 3,16 метра.

Согласно проекту, амфибия дополнительно должна была перевозить плавающий прицеп. Его поставили на колёса, но предусмотрели возможность монтажа гусениц на тот случай, если придётся преодолевать слишком большое бездорожье. Длина прицепа составила 10 метров, а вес – 12,5 тонн.

Конструкторы спроектировали закрытый кузов, разделённый на два отсека. Передняя часть предназначалась для экипажа из трёх человек, а задняя вмещала в себя 20 человек с полной экипировкой. Отсеки разделялись герметичной переборкой, а в корпус вмонтировали несколько иллюминаторов, которые при необходимости перекрывались бронированными ставнями.

Не без изъяна

В 1940 году были подготовлены первые предсерийные экземпляры амфибии. Они прошли серию испытаний, а результаты были представлены военным. В целом, их всё устроило, машины были признаны годными к эксплуатации и выполнению поставленных задач, но они имели несколько существенных недостатков.

Первый – недостаточная маневренность и слишком узкие гусеницы. Эти особенности достались от шасси, аналогичного тракторному, и конструкторы ничего не могли с этим поделать без усложнения, удорожания и утяжеления машины. В свою очередь, узкие гусеницы увеличивали давление на мягкий грунт и усложняли подъём на берег. Тем не менее военные не возражали, хоть им это и не понравилось. Вторым большим недостатком стало слабое бронирование. Амфибия не оснащалась никаким вооружением и не была предназначена для ведения боевых действий, но должна была защищать личный состав от возможного обстрела. Фактически же 15 миллиметров стали не защищали практически ни от чего.

После первой партии амфибий LWS величиной в 7 штук, часть из которых были опытными образцами, изготовили ещё 14. В них внесли несколько изменений, к примеру, добавили принудительную вентиляцию и сделали наблюдательный пост в кормовой части. Впрочем, на этом история нового вида транспорта для вермахта закончилась. Пока испытания шли полным ходом, операцию «Морской лев» отменили, Англию штурмовать уже никто не собирался. В связи с этим транспортная амфибия стала ненужной, её выпуск прекратили, а проект был закрыт за ненадобностью. Собранные экземпляры приняли на вооружение и отправили на фронт. Часть из них оказались в Ливии, но в десантных операциях так и не участвовали, а использовались для диверсионной работы и в качестве транспорта. О дальнейшей их судьбе ничего неизвестно. По некоторым данным, последние экземпляры амфибии использовались на Восточном фронте вплоть до 1945 года.

В своё время Porsche тоже разработал амфибию 597 Jagdwagen, которая предназначалась для нужд армии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓