В советских кинокартинах периодически мелькают очень интересные автомобили, которые по прошествии стольких лет смотрятся весьма оригинально. Один из них появился в фильме «Операция Ы», давно ставший классикой. Речь идёт о знаменитой «инвалидке», которую Моргунов лёгким движением развернул на одном месте.
Мотоколяска для всех
Очень странный на вид автомобиль стал в своё время неплохим решением транспортной проблемы. В послевоенный период остро стоял вопрос нехватки автомобилей. Вернее, их просто не могли себе позволить приобрести простые граждане, особенно те, кто остался инвалидом после боевых действий. Нужен был массовый и дешёвый транспорт, чтобы снабдить им всех нуждающихся. Таковым и стали мотоколяски.
«Моргуновка» СМЗ С-3А выпускалась Серпуховским мотоциклетным заводом. Она пришла на смену трёхколёсной мотоколяске и должна была быть более удобной и комфортней, но на деле всё оказалось совсем не так. У СМЗ было много недостатков, проистекавших именно из самой конструкции, упрощённой и удешевлённой до предела. Правда, вместо этой мотоколяски могли бы выпускать совершенно другую модель, претендовавшую на звание массовой.
СМЗ-НАМИ‑086
Именно такой индекс получила разработка специалистов НАМИ, которые попытались создать не мотоциклетную коляску, а доступный всем желающим полноценный автомобиль, компактный и недорогой. Мотоколяски оказались слишком ненадёжными, плохо слушались управления и были весьма далёкими от хоть каких-нибудь понятий о комфорте.
На разработку компактного автомобиля потратили год, и в 1962 году институт НАМИ при участии специалистов АЗЛК и ЗИЛ представили НАМИ-086, автомобиль сверхкомпактного класса «Спутник».
Созданная машина была максимально простой, но с удивительно продуманной конструкцией. Приводил её в движение полулитровый двигатель мощностью 15 лошадиных сил, что ставило концепт на голову выше всех остальных моделей, существовавших на тот момент. Поскольку предполагалось, что основная часть водителей будет инвалидами, управление сделали ручным.
НАМИ-086 поставили на полностью независимую подвеску на торсионах, снабдили рулевым реечным управлением и электромагнитным сцеплением, что на тот момент было большим новшеством. Водитель должен был всего лишь переключать передачи, всё остальное делал автомат. В автомобиле был даже собственный отопитель, он обдувал лобовое стекло и предотвращал его запотевание.
Вполне вероятно, что из представленного концепта могла родиться серийная модель с большим будущим, но всё пошло не так. На действующем производстве отсутствовало оборудование, предназначенное для изготовления кузовов, поэтому все листогибочные работы выполнялись вручную. В таких условиях производство кузова более или менее сложной конфигурации было просто невозможным. К тому же, производство «Запорожца» уже было запущено, второй автомобиль подобного класса оказался просто не нужен. «Спутник» так и остался лишь разработкой.
За всю историю мирового автопрома было выпущено немало поистине уникальных автомобилей. Например, одно время пользовались спросом компактные трёхколёсные машины.