В советское время развивалось много сфер деятельности, в том числе и жизненно важных, без которых жизнь в СССР была бы куда менее комфортной. Особое предпочтение отдавалось стратегическим технологиям и направлениям развития, таким как космос. В своё время одним из приоритетных стало освоение Арктики, ради чего был реализован удивительный и амбициозный проект – атомоход «Ленин», который сейчас превратился в музей.
Насущная необходимость
Через Арктику пролегали крайне важные транспортные линии, от них во многом зависело состояние экономики. Вот только были они доступны лишь короткий период, когда по арктическим водам могли пройти корабли. Большую часть года всё сковывал толстый лёд, через который невозможно было провести караваны судов, поскольку на тот момент ледоколы были слишком маленькими, а увеличить их размер представлялось почти невозможным из-за и так огромного расхода топлива.
Поэтому и было решено построить корабль с атомной силовой установкой, первый в мире атомоход. С одной стороны, это решило бы проблему с прокладкой для караванов водного пути через толстый лёд, а с другой, можно было покрасоваться перед всем миром, продемонстрировав высокий профессионализм собственных инженеров. Так в 1953 году начался масштабный и очень смелый проект атомного ледокола «Ленин».
Атомоход «Ленин»
Инженерам и конструкторам того времени было чем гордиться. Им пришлось решать крайне сложные технические задачи, прибегая к нестандартным и очень непривычным решениям.
Например, вместо обычного для судов такого класса пластика, использовавшегося для облегчения конструкции, для обшивки внутренних помещений применили дерево, решив таким образом две задачи: обеспечив более подходящую атмосферу для дальнего плавания и представив при этом корабль в лучшем свете перед мировыми державами.
Даже макет машинного отделения изготовили не из металла, а из дерева, рассудив, что так его будет гораздо проще и быстрее менять в процессе разработки.
Поскольку конструкция была совершенно новой и незнакомой, впоследствии на деревянном макете предварительно отрабатывали ремонтные работы, тем более, когда дело касалось узлов и механизмов, близко расположенных к реактору.
Оснащению ледокола мог позавидовать любой корабль. Помимо нескольких мастерских, здесь были парикмахерская, библиотека, госпиталь с операционной и собственным рентгеновским аппаратом.
Для приёма важных гостей создали большой парадный зал, а офицерскому составу обеспечили лучшие условия.
Всего экипаж составлял 150 человек. Новый инновационный атомоход «Ленин» представили 6 ноября 1959 года.
Музей
Со временем атомный ледокол устарел, появились более мощные и современные корабли. Тем не менее до этого момента он проработал 30 лет, а общая протяжённость пройденного им пути составила более 600 тысяч морских миль.
В 1989 году было принято решение вывести атомоход из эксплуатации, а в 2009 он пришвартовался в Мурманске и быстро превратился в местную достопримечательность.
Он стал настолько популярным у туристов, что за время его работы в качестве музея к 2016 году его посетило более 250 тысяч человек.
Теперь бывший атомоход является Арктическим выставочным центром. На нём постоянно работает экспозиция «Атом и Арктика».
Это целый комплекс, где в интерактивном режиме можно познакомиться с историей развития флота, освоения Северного пути, с принципами атомной энергетики на судах, а также с научными направлениями деятельности.
Сюда каждый год приходит огромное количество посетителей, желающих поближе познакомиться с очень значимой, но далеко не самой известной частью отечественной истории.
Некоторые современные корабли могут произвести впечатление не только техническими возможностями, но и огромными размерами.