Исторические события часто непреодолимым препятствием становятся на пути реализации амбициозных планов, и наметившийся безусловный успех превращается фактически в ничто. В такой ситуации оказался и завод МАЗ, чей инновационный грузовик уже успел получить заслуженное признание.
Новый грузовик
Специалисты Минского автомобильного завода прекрасно понимали, что совершенствование грузовой техники является обязательной частью производства. Конечно, в советское время в этот процесс всегда вмешивались чиновники, которые с подозрением и предубеждением относились к радикальным, хоть и очень полезным идеям. Поэтому разработку принципиально нового грузовика с инновационной конструкцией и создание его рабочего прототипа можно считать настоящим чудом.
Неизвестно, какими доводами пользовались специалисты, но они смогли не только донести свою мысль до руководства, но и получить разрешение на открытие масштабного проекта. В 1988 году на Парижском автосалоне советские специалисты представили своё детище, модульный грузовик МАЗ-2000.
Грузовик с блочной конструкцией
В самой идее модульного автомобиля нет ничего нового. На протяжении многих лет специалисты из разных стран рассматривали её со всех сторон, но так и не довели до логического завершения. Сама мысль чрезвычайно привлекательна: создать типовые блоки одинаковой конструкции и использовать их как конструктор.
Камнем преткновения всегда становилась сложность подобной конструкции, ведь необходимо было самым радикальным образом перечеркнуть старые принципы конструирования грузовиков и создать новые. Белорусским специалистам это сделать удалось, а их новое творение стало звездой автосалона.
МАЗ-2000
Конструкторы МАЗа разработали принципиально новый грузовик. Фактически он состоял из четырёх видов модулей: кабины, тяговых и пассивных тележек, а также грузовой платформы.
На пассивные тележки устанавливалась исключительно механика, тяговые оснащались моторами и приводили в движение грузовик. На них всего-то нужно было установить кабину и грузовую платформу, чтобы грузовик мог выполнять свои прямые обязанности.
Идея же заключалась в том, чтобы менять количество и состав модулей в зависимости от текущей необходимости. В самом простом варианте (седельный тягач и полуприцеп) использовался один тяговый модуль и один пассивный, а сверху на них устанавливалась платформа с фургоном. Для создания автопоезда нужно было лишь увеличить число тележек до нужного количества.
В особых случаях, если от грузовика требовалась повышенная мощность, устанавливались дополнительные тяговые тележки. Так можно было регулировать общую мощность и грузоподъёмность. Предполагалось, что на каждый прицеп можно было установить собственный тяговый модуль, распределяя таким образом нагрузку на ходовую часть.
У грузовика было много конструктивных особенностей, например, поворотными были не колёса, а полностью тележка, что в итоге создавало некоторые проблемы с управлением, оно казалось слишком непривычным.
К сожалению, модульный грузовик появился слишком поздно, перед самым распадом Советского Союза. Его так и не успели запустить в серийное производство, остался лишь один опытный образец. Его отреставрировали и установили в качестве памятника перед МАЗом.
В современные грузовики внедряется все больше новейших технологий, теперь у некоторых есть даже водородная силовая установка.