Развитие автомобильной промышленности в СССР в начале 1970 годов привело к тому, что представителями страны было принято решение об утверждении перспективных типажей легковых машин. Одной из многообещающих разработок должен был стать тип полноприводного внедорожника.
Представители каждого из промышленных заводов прекрасно понимали какие выгоды сулит предприятию и его руководству создания нового типажа автомобилей. В связи с этим среди советских гигантов промышленности развернулась нешуточная борьба. На ВАЗе занялись разработкой «Нивы», а заводе АЗЛК решили вернутся к некогда перспективной разработке модели внедорожника «Москвич» 2150.
Этапы развития внедорожника АЗЛК
Над созданием автомобиля высокой проходимости на заводе АЗЛК задумывались еще в 1950 годы, когда промышленность оправилась от потрясений войны. Уже в конце 1950 годов свет увидел первый прототип внедорожника московского завода.
Внешне транспортное средство напоминало легендарный американский внедорожник Willys. Автомобиль был построен на прочной лонжеронной раме, сверху которой был установлен хоть и простой внешне, но довольно прочный кузов. Однако главной особенностью машины была не столько конструкция, сколько ее характеристики. Прототип имел полный привод за что получил название Москвич 4х4.
В ходе определенного рода доработок, которые завершились в 1959 году машина не только получила новую внешность и дополнительный вариант кузова, но также стала обладателем полноценного индекса. Версия внедорожника с открытым кузовом значилась в документации завода как «Москвич» 415. Автомобиль же с цель цельнометаллическим корпусов получил индекс 416.
Модели внедорожника «Москвич» 415 и 416 могли стать одним из вариантов транспортных средств в армии СССР. Однако из-за слабого силового агрегата, который выдавал всего лишь 45 лошадиных сил, серийно автомобиль производить так и не начали.
Проект «Москвич» 2150 середины 1970 годов
Вполне вероятно, что внедорожник завода АЗЛК так и остался бы никому не нужным проектом, однако в начале 1970 годов постановление Минавтопрома СССР заставило инженеров московского предприятия вновь взяться за доработку полноприводного автомобиля.
Считавшийся неудачной моделью, автомобиль «Москвич» 415 был существенно доработан специалистами московского завода. База автомобиля была увеличена до внушительных 2 тыс. 270 мм. Однако главным изменением в конструкции внедорожника стал новый силовой агрегат.
Сердцем автомобиля стал двигатель УЗАМ-412ДЭ. Его мощность составляла 67 лошадиных сил. В качестве трансмиссии на заводе АЗЛК решили использовать четырехступенчатую коробку передач. У машины был существенно переработан кузов. Благодаря увеличению колесной базы салон авто также получился более просторным.
Изначально модель внедорожника имела индекс 415С, однако впоследствии машины была переименована в «Москвич» 2150. Как и ранее версий у внедорожника было две – с открытым и полностью металлическим типом кузова. Кроме изменений в ряде узлов и агрегатов, а также модернизацией кузова, специалисты московского завода решили преобразить и интерьер автомобиля.
Центральная панель внедорожника АЗЛК была выполнена из травмобезопасных материалов. Основная же часть компонентов панели, такие как панель приборов, рулевое колесо, а также рычаг переключения поворотов были взяты у машины модели 2140.
Почему «Москвич» 2150 так и начали производить серийно
Автомобиль модели серии 2150, также, как и внедорожник «Нива» создавался в условиях жесткой конкуренции между двумя заводами АЗЛК и ВАЗ. Вполне естественно, что руководствам заводов приходилось жертвовать определенными аспектами в устройствах автомобилей, для того, чтобы сделать машину дешевле и лучше конкурентов.
У «Нивы», точно также, как и у внедорожника «Москвич» были как свои «плюсы», так и «минусы». В руководстве Минавтопрома прекрасно понимали, что нива «Нива» отлично подходила как для эксплуатации в городе, так и для поездок за его территорией. В то же время внедорожника «Москвич» был бы больше интересен жителям сельских районов, благодаря своей неприхотливости в топливе и скромному ремкомплекту.
Главой Министерства автомобильной промышленности СССР в 1976 году стал бывший директор завода ВАЗ В. Н. Поляков. Вполне естественно, что он хотел, чтобы именно предприятие, к котором он до этого работал, производило внедорожник. Поэтому поляков активно отстаивал интересы именно ВАЗа. В результате именно автомобиль «Нива» начал производится серийно, а модель 2150, завода АЗЛК так и осталась перспективным проектом.