Невероятный тягач-монстр СССР: как он выглядел и зачем создавался

Во время холодной войны и гонки вооружений в Советском Союзе создавались грандиозные машины. Когда речь заходила об увеличении обороноспособности, военные не считались с тратами и расходами на эксплуатацию, что развязывало руки талантливым инженерам и конструкторам. Один из самых впечатляющих проектов тех времён – ракетные пусковые платформы МАЗ-7904, построенные в рамках проекта «Целина».

Грандиозная задача

В 1980 году Минский автомобильный завод получил заказ на постройку огромной пусковой платформы. Согласно техническому заданию, она должна была обладать потрясающей грузоподъёмностью – 220 тонн, что поднимало сложность проекта на небывалую высоту. Такой машины никогда раньше не строили и проблем предвиделось немало. По предварительным расчётам, полный вес тягача должен был превысить три с половиной сотни тонн.

Бытует мнение, что платформа предназначалась для базирования новой баллистической ракеты РТ-23 УТТХ, но по здравому размышлению эта информация кажется недостоверной. Фактически ракета не подходит к платформе по своим параметрам: со своими 23 метрами и 105 тоннами она слишком короткая и слишком лёгкая. Лучшим кандидатом на роль носителя в этом случае будет межконтинентальная ракета Р-36М «Воевода», она практически идеально вписывается в технические параметры: вес 209,6 тонны и длина 32,2 метра. Предполагалось, что ракетные платформы будут курсировать где-нибудь на равнинах Казахстана и приводиться в боевое состояние при первой необходимости.

Проект «Целина»

Конструкторам пришлось столкнуться с большими сложностями. К примеру, найти колёса для шестиосного тягача оказалось невозможно, поскольку ни одна из отечественных шин не могла выдержать настолько большого давления. Укомплектованный тягач весил 140 тонн, то есть на одно колесо приходилось 30 тысяч килограмм. Учитывая, что проект был совершенно секретным, двенадцать колёс пришлось заказывать у японского производителя Bridgestone, сделав вид, что они нужны для самосвалов.

Шасси пришлось делать полноприводным, а две первые и две последние оси ещё и полноуправляемыми. При настолько больших размерах платформы дополнительный плюс к управляемости был совсем нелишним, радиус разворота удалось снизить до 50 метров. МАЗ-7904 приводился в движение корабельный двигатель, огромный 12-цилиндровый дизель выдавал 1500 лошадиных сил. Для обеспечения работы многочисленного электрооборудования пришлось устанавливать отдельный дизель-генератор на основе дизельного мотора V8 объёмом 15 литров и мощностью 330 лошадиных сил.

Конструкторы попытались хоть как-то снизить вес и установили кабину из стеклопластика. Причём она была разделена на две части, разнесённые по бортам платформы, а средняя часть была отдана под продолжение грузовой платформы. Так вес носителя равномерно распределялся и не должен был вызывать проблем во время транспортировки. При длине 32,2 метра МАЗ-7904 имел ширину 6,8 метра, а высота по верхнюю кромку кабины составляла 3,45 метра.

Тягач представили в середине 1983 года и отправили на испытания, их первый этап проходил в пригороде Минска. Сами испытания проводились исключительно в ночное время, поскольку нужно было прятать машину от посторонних глаз и сохранять секретность.

Времени на них потратили много, но не очень продуктивно, поскольку условия были неподходящие: машина предназначалась для степи, а не для ровной дороги. Поэтому было решено переправить её на Байконур, в Казахстан под видом тягача для перевозки сегментов ракеты-носителя. И вот здесь оказалось, что разработчики допустили целый ряд просчётов.

Предполагалось, что МАЗ-7904 будет колесить по степям до тех пор, пока не придёт приказ о развёртывании ракетной установки, на деле же проходимость была явно недостаточной. Тягач не мог полноценно ездить по грунту, несмотря на огромный дорожный просвет 480 мм. Управляемостью он тоже похвастаться не мог, не помогли даже четыре управляемые оси. Проект «Целина» признали неработоспособным, а тягач отправили в гаражи Байконура, где его впоследствии утилизировали.

«Целина-2»

Полученные во время испытаний данные использовались в новом проекте «Целина-2» МАЗ-7907 (24х24). В этот раз техническое задание изменили в соответствии с новыми потребностями. Предполагалось, что на грузовой платформе будет размещён транспортно-пусковой контейнер, вмещающий баллистическую ракету РТ-23. При этом требования к тягачу были снижены, его проектную грузоподъёмность установили на уровне 150 тонн, новая длина составила 28 метров, ширина – 4,1, а высота – 4,45 метра.

Конструкторы провели серьёзную работу над ошибками и внесли большие коррективы в проект. Они полностью переработали ходовую часть, обеспечив её гораздо большей проходимостью. Особая конструкция рамы компенсировала недостаточную гибкость во время преодоления пересечённой местности, но ещё большую помощь оказывала подвеска, она имела большой ход и приспосабливалась к неровностям таким образом, чтобы ни одно колесо не теряло опоры. Кстати, количество колёс существенно выросло, теперь их было 24 вместо 12, но их диаметр уменьшился и составлял 1,66 метра, а не 3, как было в первой версии.

Силовая установка «Целины-2» заслуживает отдельного внимания, поскольку, во-первых, она была гибридной, а во-вторых, состояла далеко не из одного двигателя. Занимаясь проблемой с увеличением проходимости тягача МАЗ-7907 (24х24), конструкторы решили наделить его ходовую часть исключительными возможностями. Для этого они установили на каждое колесо по одному электродвигателю, а для их питания использовали электрогенератор. При этом восемь пар колёс, по четыре впереди и сзади, были управляемыми. В итоге это позволило сократить радиус поворота до 24 метров, что для тягача подобной длины является фантастическим результатом.

Испытания «Целины-2» проходили точно также, как и с первым проектом. Тягач гоняли под минском исключительно по ночам. Впрочем, всё это оказалось зря: после окончания холодной войны в нём попросту отпала необходимость. Оба собранных МАЗ-7907 законсервировали и оставили пылиться на полигоне, принадлежащем заводу. Впрочем, у этой истории есть весьма неожиданное продолжение.

В конце 1990-х годов некая компания захотела открыть плавучий ресторан на озере Нарочь, для чего приобрела прогулочное судно весом 88 тонн. Перевезти его своими силами не смогли, поэтому и обратились к производителю, на чьей площадке ржавел тяжеловоз. Несколько месяцев МАЗ-7907 приводили в чувство и модернизировали грузовую платформу, приспосабливая её под форму киля. Удивительное дело, но бывшую ракетную платформу удалось запустить, но собирались её использовать только в качестве тележки, везти которую должен был другой тягач.

Правда, он сломался почти в начале пути, поэтому пришлось запустить старые агрегаты «Целины-2». Тем не менее платформа успешно добралась до места назначения и уехала бы домой, но водитель на радостях загнал её прямо в воду, чтобы спустить на воду судно. Результат оказался вполне предсказуем: на обратном пути электромоторы один за другим вышли из строя. Сломанный МАЗ-7907 производитель забрал к себе в мастерские, где собирался из двух тягачей собрать один.

Ракетные системы широко используются в вооружённых силах России, а самым мощным неядерным оружием была признана тяжёлая огнемётная система ТОС-1А «Солнцепёк».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓