За долгие десятилетия «Нива» приобрела целую армию поклонников, которые готовы мириться с её недостатками и считают «советский внедорожник» едва ли не лучшим автомобилем в мире. Между тем в Советском Союзе у него мог появиться вполне достойный конкурент, если бы история повернулась немного по-другому.
Историческое решение
Завод в Тольятти должен был стать одним из центров отечественного автомобилестроения, и на него партийное руководство возлагало большие надежды, хоть и не без исключений. Среди тех, кто не одобрял это решение, был и Дмитрий Фёдорович Устинов, который за свою обширную карьеру занимал кресла Министра обороны и Министра оборонной промышленности. По его мнению, развивать автомобильную промышленность в Советском Союзе требовалось более медленными темпами, поэтому столь огромные производственные мощности не были необходимы. Вероятно, в своих попытках доказать собственную точку зрения, он и стал инициатором создания Ижевского завода, впоследствии оказавшегося в прямом подчинении Министерства обороны.
Изначально на нём планировали собирать копии автомобилей «Москвича», но под опекой «оборонки» на заводе могли открыть перспективные проекты, поэтому в ИЖ стекались многочисленные специалисты. Впрочем, они не прогадали, поскольку летом 1965 года руководство приняло решение о разработке собственного внедорожника. По сути, машина повышенной проходимости была крайне необходима, в ней были заинтересованы и частные лица, и государство с его обширными интересами в сельском хозяйстве, где часто приходилось передвигаться по бездорожью. Работы над внедорожником стартовали раньше, чем над ВАЗ-2121 «Нива», и шли с некоторым опережением.
Конкурент для «Нивы»
Первые намёки на готовый автомобиль появились в 1969 году. Именно в то время на заводе завершили подготовку опытного образца ИЖ-5. Хоть он и был пока что сырым и обладал достаточно простой и незатейливой конструкцией, но при этом имел все признаки уже готовой продукции. Инженеры из молодого поколения, которое не связано никакими условностями и предрассудками, использовали в конструкции несколько смелых и даже инновационных решений для своего времени, особенно для отечественной автопромышленности.
Конечно, ходовой прототип предназначался исключительно для демонстрации возможностей, поэтому он был переработан таким образом, чтобы снизить сложность и итоговую себестоимость. Завод обладал ограниченными возможностями, поэтому пришлось сильно постараться, приспосабливая к ним новую модель. Итогом же их трудов стал ИЖ-14.
Трансмиссию для внедорожника изготовили самостоятельно, она позволяла при помощи одного рычага управлять и раздаточной коробкой, и коробкой передач. Для уменьшения вибрации и шума промежуточный вал, установленный между ними, решили убрать. Также установили четырёхцилиндровый мотор УЗАМ-412 объёмом полтора литра и мощностью 75 лошадиных сил. Автомобиль поставили на заднюю торсионную подвеску, а донором для передней независимой послужил «Москвич». Одним же из самых смелых решений было использование несущего кузова, особенно по отношению к внедорожнику.
После некоторых изменений во внешности и конструкции автомобиль приобрёл довольно привлекательный вид, уж ничем не хуже «Нивы». Конечно, кузов был достаточно простым, но это было сделано исключительно ради экономии и упрощения производства.
В ходе испытаний ИЖ показал приемлемые результаты, хоть и не такие хорошие, как у ВАЗ-2121. В 1972 году был собран первый рабочий прототип, готовый для ходовых испытаний. Возможно, дальнейшая работа могла бы принести большие плоды, но последнее слово осталось за военными.
Здесь рушащую роль сыграли сразу несколько сложившихся обстоятельств. Первое из них – потребность в громадных доработках. В том виде, в котором был представлен ИЖ-14, он не годился для серийного производства.
У внедорожника было слишком много недостатков, требующих устранения, а на это нужны были средства, время и опытные специалисты. Второй камень преткновения – само Министерство обороны, для которого легковые автомобили были далеко не на первом месте. Министерству требовалось решать совсем другие задачи, поэтому денег на производство никто выделять не собирался.
В итоге было решено, что одного внедорожника будет более чем достаточно, и ещё одна похожая модель будет пустой тратой времени и ресурсов. Проект был закрыт и заброшен.
«Нива» стала настолько популярной, что во многих странах на её основе начали выпускать серийные модификации, иногда довольно странные, но очень интересные.