
В начале ХХ века изобретатели с огромным интересом изучали совершенно новое для себя направление в технике. Человеку наконец-то удалось подняться в небо, и самолёты строили все, даже самые ленивые инженеры. За первые десятилетия было сделано много открытий, а некоторые разработки выделялись на общем фоне инновационными идеями. Одно из удивительных изобретений того времени — Junkers G-38, огромный на то время пассажирский лайнер.
Смелая идея
Одним из выдающихся изобретателей того времени был немец Хуго Юнкерс, впоследствии он основал авиастроительную компанию и сам сделал немалый вклад в разработку самолётов. У него была собственная мечта – построить самолёт по типу летающего крыла, к которой он всеми силами стремился и даже сумел продвинуться в этом направлении.
Это было не просто идеей фикс, про помощи такой конструкции изобретатель собирался улучшить характеристики самолётов. В частности, намного большая площадь крыла позволила бы увеличить подъёмную силу, снизить расход топлива, увеличить дальность полёта и в итоге – скорость, поскольку самолёт обладал бы намного меньшим лобовым сопротивлением. Конечно, с имеющимся на тот момент уровнем технологий создать такой самолёт было невозможно, но некоторые шаги в этом направлении Юнкерс всё-таки смог сделать.
К тому времени обычный самолёт представлял собой чрезвычайно лёгкую конструкцию, построенную на основе рам и растяжек. Конструкторы всеми силами стремились уменьшить её вес, чтобы поднять в воздух не только непосредственно самолёт, но и пилота, поэтому широко использовали дерево, фанеру и тканый материал. Хуго Юнкерс пошёл совершенно другим путём, поскольку он собирался построить большой коммерческий самолёт, способный перевозить пассажиров и грузы.
Первую попытку он предпринял в начале 1920-х годов, но завершилась она плачевно. На тот момент из-за Версальского договора действовали серьёзные ограничения на постройку тяжёлых самолётов, поэтому то, что уже успели построить, под давлением других стран пустили на слом. И лишь к концу десятилетия при поддержке государства удалось начать новый проект. Причём финансирование проекта было трёхсторонним, его осуществляла сама компания «Юнкерс», компания Deutsche Lufthansa и Министерство авиации.
Junkers G-38
По своей сути G-38 был большим экспериментом, а его разработка состояла из череды модификаций. На тот момент это был самый большой самолёт в мире. Основной его частью стало огромное крыло с размахом 44 метра. При этом оно сильно отличалось от общепринятых представлений того времени и было максимально приближено к конструкции летающего крыла. Самолёт практически полностью состоял из новшеств, крыло было основной его частью, а фюзеляж выполнял второстепенную роль, в частности, поддерживал хвостовое оперение.
Само крыло было изготовлено из алюминиевого сплава, а несущую функцию выполняла обшивка. Не из металла изготовили только рули, их обтянули полотном. Силовую установку составляли четыре двигателя, два из них размещались внутри крыла, а два – снаружи. Внутри установили V-образные 12-цилиндровые моторы L 55 мощностью по 655 лошадей каждый, а снаружи – L 8 по 400 лошадиных сил. Тяговое усилие обеспечивали четыре деревянных пропеллера диаметром 4,5 метра, два четырёхлопастных и два двухлопастных. Вращающий момент от двигателей передавался пропеллерам через удлинённые валы и редукторы.
В отличие от самолётов того времени, Junkers G-38 не требовал использования внешних стяжек на крыльях. Конструкция крыла была очень жесткой, в нём разместили топливные баки, достаточно просторный багажный отсек, пассажирский салон и даже кабину экипажа.
Пассажирский отсек делился на две палубы, причём часть пассажиров размещалась непосредственно в крыле, для них были предусмотрены окна в передней его части, а часть – в центроплане. При этом для них создавались самые комфортные в то время условия, на борту были даже курительный салон и туалет в хвостовой части. В каждом салоне помещалось по 11 человек.
Лётные испытания первого самолёта с регистрационным номером D-2000 начались 6 ноября 1929 года, и сразу же начались проблемы. Как оказалось, обтекатели на шасси вызывали проблемы во время взлёта и посадки, их убрали и уменьшили таким образом массу, но это практически никак не сказалось на характеристиках G-38. После исправления целого ряда недостатков в 1931 году лайнер отправили компании Deutsche Lufthansa, а она начала его изредка использовать для пассажирских перевозок.
Второй Junkers G-38 с регистрационным номером D-2500 был готов в 1930 году. Правда, он очень сильно отличался от предыдущего. Его модернизировали с учётом выявленных недостатков, также конструкторы приняли во внимание прошедшие испытания и полученные в их ходе важные данные. Изменилась форма крыла и конструкция управляющих элементов, фюзеляж стал выше, а двигатели заменили на более мощные. Аналогичные моторы установили и на первый самолёт.
Очередная доработка обоих самолётов состоялась в 1932 году. Помимо всего прочего, им модернизировали силовую установку, теперь на них использовались только двигатели L 88. После всех работ они снова отправились на авиалинии и время от времени приземлялись на аэродромах в Риме, Кенигсберге, Стокгольме, Лондоне, Мюнхене и Франкфурте-на-Майне.
Конец карьеры
Правда, несмотря на все видимые преимущества, больше таких самолётов не выпускали, и тому были весомые причины. Junkers G-38 оказался слишком уж дорогим в производстве и настолько же затратным и неудобным в обслуживании. К тому же ему требовалась очень длинная взлётно-посадочная полоса, наличием которой могли похвастаться далеко не все аэродромы.
Эксплуатация первого завершилась в 1936 году, когда он на взлётно-посадочной полосе потерпел аварию. Хоть он и был пригоден к ремонту, восстанавливать его не имело никакого смысла. Второй самолёт находился на гражданской службе до 1939 года, после чего отправился на фронт. В 1941 году его разбомбили на афинском аэродроме.
Сегодня вместо экспериментальных образцов и прототипов самолётов чаще всего создают трёхмерные концепты, и некоторые из них имеют крайне футуристический вид.