Машины используются практически в каждой сфере деятельности человека, в том числе и во время ликвидации пожаров. Разные виды пожаров и огромное количество трудностей, с которыми приходится сталкиваться спасателям каждый день, заставляет инженеров постоянно совершенствовать спецтранспорт и придавать ему всё более причудливые и удивительные функции. Некоторые из них настолько необычны, что в их существование даже сложно поверить.
Гигантский подъёмник
Пожары периодически возникают в любых видах зданий, несмотря на беспрецедентные меры по их предупреждению. Высотные исключением не являются. Разгоревшийся в них огонь может обернуться огромной трагедией, поэтому социально для тушения небоскрёбов и прочих конструкций большой высоты был разработан столь же высокий подъёмник.
«Автолестница» Bronto Skylift F 112 HLA – разработка финских специалистов. Это не просто лестница на автомобильной площадке, а настоящее технологическое чудо. Прежде всего, благодаря специальной конструкции она может работать под огромными нагрузками при подъёме на большие высоты, а максимальный вылет составляет 112 метров. Лестница легко выдерживает человека и возможные порывы ветра. При этом кронштейны позволяют ей изгибаться под прямым углом, а максимальная длина горизонтального участка составляет 26 метров. Конечно, на этой модели разработка не остановилась.
Аэродромный трудяга
Фактически, самолёт представляет собой летающий резервуар с керосином, поэтому пожарные службы вынуждены учитывать возможные возгорания и их самые тяжёлые последствия. Для борьбы с ними разрабатывается мощнейшая техника, такая как Oshkosh Striker 4500. Его предназначение –тушение пожаров на лётном поле при помощи мощнейшего потока воды.
Цифра 4500 означает объём встроенного резервуара для воды, он равен 4500 галлонов или 17000 литров. Поскольку во время аварии возникает большая опасность взрыва топлива, Striker оснащается мощными помпами, способными выбрасывать поток воды на расстояние до 75 метров. Машина также оборудуется двумя лафетами, один расположен прямо перед кабиной, а второй – на телескопической «лапе». При необходимости её можно выдвинуть вперёд или поднять вверх, если того требуют обстоятельства.
Пожарный гиперкар
В аэродромных пожарных машинах мощность не бывает излишней. Дополнительный объём воды, мощность двигателя или более производительная помпа могут сыграть решающую роль в тушении пожара на взлётной полосе, который считается одним из самых сложных. Поэтому дубайские инженеры не стали мелочиться и выпустили NAFFCO Falcon 8х8.
Четырёхосный грузовик со снаряжённым весом 52 тонны оборудуется дизельным двигателем мощностью 1400 лошадиных сил. Он может заливать пожар как водой, так и пеной, для чего комплектуется 18-тонной цистерной и почти двухтонным баком с пенообразователем. При использовании насосов на полную мощность, имеющегося запаса воды хватит примерно на две минуты.
Rosenbauer Tigon
Вероятно, это одна из самых интересных пожарных машин, и у неё тоже есть специализация. Только вместо того, чтобы работать на аэродромах, она предназначена для труднопроходимой местности. По своей сути Rosenbauer Tigon – это огромный внедорожник, построенный на шасси грузовика Tatra Force. Его основа – мощнейшая рама, выдерживающая огромные нагрузки, поэтому он может проехать в полуразрушенных промзонах и на пересечённой местности, чтобы добраться до очагов пожара, недоступных остальным машинам.
Четырёхосная пожарная машина приводится в движение двигателем Volvo D16 мощностью 700 лошадиных сил, работающим вместе с автоматической коробкой передач. На трассе её максимальная скорость составляет 120 км/ч. Машина оборудуется одним лафетом с расходом воды до 2000 л/мин на бампере и ещё одним на крыше, способным выдавать до 9,5 тысяч литров в минуту. Она возит с собой 9-тонный запас воды и 3500 литров пенообразователя, поэтому может справиться с сильным возгоранием.
В миниатюре
Не всегда есть потребность в больших и мощных пожарных машинах. Немалая часть возгораний в домашнем хозяйстве, особенно при наличии многочисленных хозяйственных построек, весьма ограничена по площади. Специально для таких ситуаций выпускаются небольшие машины, к примеру, на платформе пикапов. Одна из них – полноразмерный Ford F-550, переоборудованный компанией Skeeter.
Четырёх или шестиколёсный грузовичок легко перевозит у себя на платформе до 2270 литров воды. На мощный силовой бампер дополнительно установили пожарный лафет, дистанционно управляемый из кабины. При необходимости пожарные могут использовать привычное оборудование и технику: мощную лебёдку, лестницу, топор и многое другое. Всё это входит в комплектацию.
На все случаи жизни
В расположенных на побережье небольших городах ситуация с пожарами усугубляется наличием большого количества лодок, зачастую с мотором, а также размещённых прямо на пирсах складских помещений. Пожарным приходится расширять сферу своей работы на открытые водные пространства и побережье, поэтому им в помощь иногда приобретаются весьма странные машины, такие как Iveco Magirus Marconi Duffy.
Это амфибия, собранная на базе трёхосной платформы. На своих шести колёсах она хорошо едет по суше, а для передвижения по воде пожарную машину оборудовали лодочным килем. В движение его приводят два водомёта (спереди и сзади), на водной глади его скорость составляет до 15 км/ч. На грузовой платформе может размещаться любое оборудование по желанию заказчика, от пожарного до спасательного, а также пожарный расчёт.
С самолётом за плечами
Для решения серьёзных задач пожарные машины оснащаются не менее серьёзным оборудованием. Одним из наиболее сложных для тушения пожаров принято считать возгорание нефтяных скважин, во время которого обычные средства оказываются совершенно неэффективными. Чтобы «задуть» подобный огонь, отечественными производителями выпускаются машины для газоводяного тушения, такие как АГВТ-150 от «Унимод».
Её главное отличие – газотурбинный двигатель, смонтированный на грузовой площадке. Его снабдили поворотным механизмом, поэтому сопло можно направить точно в нужную сторону. Газотурбинный двигатель создаёт реактивную струю, в которую подаётся вода и пенообразующая смесь. Плотное облако из мелкой пыли накрывает скважину и гасит пламя.
Для работы на Крайнем Севере тоже нужна специальная техника, способная выдержать местные условия.