Компанию General Motors вполне можно назвать автомобильным общежитием, настолько много суббрендов входило в её состав. Среди представленных ими автомобилей было очень много интересных и успешных, но встречались и откровенные провалы, которые не принесли ничего, кроме больших убытков и дурной славы.
Cadillac Fleetwood
Изначально Cadillac считался символом американской роскоши, выпускал дорогие и роскошные автомобили, которые пользовались неизменным спросом. Когда в 1980-х годах с ростом конкуренции компания решила закрепить свои позиции, производитель решил действовать радикально и представил технически гениальное решение топливной проблемы. Экологические требования постоянно ужесточались, а уменьшение объёма двигателя желаемого эффекта в сокращении расхода топлива не принесло.
В General Motors решились буквально на крайние меры и внедрили совершенно новую, экспериментальную технологию. С её помощью надеялись резко сократить расход топлива в черте города, где он всегда был максимальным. Для этого выпустили инновационный двигатель V8, в котором можно было отключить часть цилиндров, а весь процесс автоматизировался при помощи нового блока управления. При небольшой скорости задействовались только четыре цилиндра, а по мере возрастания нагрузки подключались остальные. Мотор ставили на несколько моделей, в том числе и на Cadillac Fleetwood. К сожалению, идея оказалась провальной: двигатель часто отказывался переключаться из одного режима в другой. В итоге репутацию автомобилей кое-как удалось спасти, но двигатель из-за громких возмущений богатых клиентов заменили.
Cadillac Escalade EXT
В 2002 году ради конкуренции на рынке производитель решил выпустить пикап. Предполагалось, что он будет противостоять аналогичным фордовским моделям и представлять в этой нише люксовый сегмент. Его построили на основе уже существующего внедорожника Cadillac Escalade, и в наследство пикап получил всю его премиальность: от двигателя до люксового салона и оснащения. Только шасси изменили, чтобы компенсировать особенности этого типа кузова. Поначалу продажи шли довольно живо, но потом пикап «распробовали» и интерес заметно поостыл.
Самое интересное, что объективных причин для снижения спроса не было, пикап просто не понравился покупателем. В целом он был более или менее идентичен внедорожнику, различия были не принципиальны, а внедорожник Cadillac Escalade пользовался неизменным спросом. Постепенно интерес к пикапу сошёл на нет, и он занял самую низкую позицию в рейтинге автомобилей производителя. Покупателей он уже совсем не вдохновлял, а его продажи снизились до рекордного минимума. В итоге в 2013 году его сняли с производства, как нерентабельный.
General Motors EV-1
На самом деле, первым серийным электрическим автомобилем была не «Тесла», а GM EV-1, но о нём практически никто не помнит. Причина же тому проста, его не собирались продавать. На тот момент, а это была середина 1990-х годов, голос зелёного движения стал звучать слишком громко, и к нему начали прислушиваться на самом верху. Для автомобилестроительных и нефтяных транснациональных гигантов это сулило большие проблемы, тем более что надзорные организации стали ужесточать экологические требования, а производители должны были сосредоточить усилия на выпуске экологически чистых машин. На этом фоне компании как могли дискредитировали экологические исследования и саму идею электромобилей. Именно для этого и создавался EV-1, чтобы на корню зарубить разработку электрокаров.
Как бы то ни было, EV-1 был полноценным электромобилем с очень оригинальной конструкцией. Его основой послужил прочный пространственный каркас из алюминия, а в движение его приводил асинхронный двигатель переменного тока. По сравнению с двигателями на постоянных магнитах, они обладали несколькими важными преимуществами. Правда, в электромобиле использовались не литий-ионные аккумуляторы, а свинцово-кислотные и никель-металл-гидридные, но даже так радиус действия составлял до 120 и 240 километров соответственно.
Концом проекта стал 2002 год, когда производитель заявил о его несостоятельности из-за высокой стоимости ремонта, непрактичности и высокой себестоимости. Вот только все эти причины очень плохо соотносились с реальностью и были лишь предлогом для громкого закрытия проекта. С 1996 по 1999 год было выпущено более 1100 машин в двух поколениях, и все они были насильно изъяты у покупателей. После того как они попытались протестовать и вышли на улицу, а это было несложно из-за крайне узкой географии продаж (всего два города), их разогнала полиция, кого-то даже арестовали. Выпуск EV-1 фактически на десятилетие отодвинул развитие электротранспорта.
Chevrolet Vega Hatchback
В 1960-е годы автопроизводители в США пали жертвой образа «настоящего американского автомобиля», который они долго и упорно сами же и культивировали. На местный рынок хлынули немецкие и японские малолитражки, которые пользовались у покупателей большим спросом. Двумя их самыми популярными чертами были компактный размер, сравнительно низкая цена и экономичный двигатель. В свою очередь, компактные американские автомобили значительно превышали размеры средних европейских и при этом обладали мотором солидного размера.
Чтобы не отставать от конкурентов, в 1971 году Chevrolet вышел на рынок со своей «Вегой». Это был типичный автомобиль от General Motors с задним приводом, зависимой задней подвеской и несущим кузовом. Его главным преимуществом оказалась достаточно низкая цена, а отличительной чертов стал новый двигатель. Блок его цилиндров изготовили из алюминия, отлитого под давлением, сами же цилиндры внутри тоже были алюминиевыми, без стальных гильз. Из рядного 4-цилиндрового мотора объёмом 2287 кубических сантиметров смогли выжать 90 лошадиных сил с однокамерным карбюратором и 110 лошадей с двухкамерным.
Поначалу всё было очень хорошо, «Веги» отлично покупались, а производство росло год от года, но со временем картина сильно поменялась, когда покупатели наконец-то поняли, что именно им продали. Качество сборки было отвратительным, пластиковая отделка салоны быстро изнашивалась, кузов ржавел, звукоизоляции практически не было, о хорошей динамике приходилось только мечтать, а мотор жрал масло. Последней каплей стал быстрый выход из строя алюминиевых моторов из-за сильного перегрева. Впоследствии большую часть недостатков производитель исправил, но покупатели больше не хотели рисковать. Продажи сомнительного автомобиля упали практически до ноля.
Среди автомобилей General Motors имеются и успешные, и неудачные, но особенно выделяются концепты, которые актуальны даже сегодня, несмотря на свой возраст.