Тупиковая ветвь: Что не так с самолётами с изменяемой стреловидностью крыла

Быстрее, выше и дальше – это принцип, на котором построено всё развитие военной авиации. В своих новых разработках конструкторы постоянно пытаются повысить характеристики самолётов, изменяя их форму, оснащая более мощными двигателями и внедряя инновационные технологии. К сожалению, далеко не всегда такой подход себя оправдывает. Одной из технических неудач можно назвать и самолёт с изменяемой стреловидностью крыла.

Суть проблемы

Для самолёта вообще и военного в частности скорость имеет критичное значение. Инженеры потратили немало сил и времени, чтобы сконструировать машину, способную вплотную приблизиться к скорости звука и преодолеть звуковой барьер, но триумф оказался неполным и оттого бессмысленным. На столь высокой скорости резко поднимается лобовое сопротивление воздуха, что приводит к мгновенному ухудшению аэродинамических характеристик. Как оказалось, для победы над этим эффектом необходимо всего лишь увеличить стреловидность крыльев, то есть ещё больше «прижать» их к корпусу. При этом уменьшается площадь крыльев и, соответственно, аэродинамическое сопротивление.

Простой, казалось бы, шаг привёл к ещё большим проблемам: на меньших скоростях крылья с небольшой площадью не могли обеспечить достаточную подъёмную силу, а управляемость самолёта резко падала. Конечно, конструкторы ещё в 1930-х годах нашли выход из сложившейся ситуации – самолёт с изменяемой стреловидностью, который мог бы «складывать» крылья с набором скорости. Из-за несовершенства технологий того времени они не смогли создать способную на это машину, но в 1960-х годах были сделаны вполне успешные попытки.

Их нельзя было назвать совершенно бесперспективными, поскольку самолёты действительно показывали потрясающие результаты. С одной стороны, они легко взлетали и приземлялись на довольно низкой скорости, а с другой, преодолевали звуковой барьер. Несмотря на достигнутый успех, в самолётах с изменяющейся стреловидностью довольно быстро разочаровались. Поначалу их разрабатывали многие страны, а потом все работы были свёрнуты. Конечно, наиболее удачные модели до сих пор состоят на вооружении в некоторых странах, но современная разработка лишь одна – российский Ту-160М.

Перспективный самолёт оказался технически чрезвычайно сложным, что, в свою очередь, вызвало целую череду проблем. Сложность технического обслуживания многократно возросла, оно увеличилось в цене, а ломался самолёт чаще, чем остальные. Может быть, руководство и могло бы смириться с возросшей стоимостью эксплуатации, но боевые характеристики тоже упали. Увеличившийся вес означает, что полезной нагрузки, то есть вооружения, самолёт может взять меньше. В результате не очень практичный самолёт выпускать перестали. Всего было создано около двух десятков моделей, по большей части, в Соединённых Штатах и в СССР.

МиГ-23

Это был самый первый советский самолёт с изменяемой стреловидностью, выпустили его в 1969 оду. Из-за некоторых недоработок к нему без всякого энтузиазма и с недоверием относились и те, кто на нём летал, и те, кто его ремонтировал. Тем не менее внесённые впоследствии модификации сделали МиГ-23 и его преемника МиГ-27 (1975 год) самыми массовыми истребителями с изменяющейся формой крыла. Их поставляли в страны ближнего и дальнего зарубежья, использовались они и в вооружённых конфликтах, например, в Сирии и Афганистане. Тем не менее дальнейшего развития они не получили, хоть в 1985 году их начала производить Индия, купив для этого соответствующую лицензию. В 1994 году в России начали выводить эту серию из эксплуатации, а производство прекратили.

F-14

Американский палубный истребитель был принят на вооружение в 1974 году, а функции его сводились к защите авианосных групп. На него даже установили усовершенствованный радар с радиусом действия 370 километров. Дожил истребитель до войны в Персидском заливе, куда его и отправили в 1991 году. В 1992 году от их производства отказались, заменив более дешёвыми, простыми и надёжными F/А-18.

Tornado

В создании этого самолёта принимали участие европейские авиастроительные компании. Его разработка заняла около 15 лет, в 1981 году Италия, Германия и Великобритания начали принимать Tornado на вооружение. Но результат получился весьма сомнительным. Каждый представитель в образованном консорциуме имел своё представление о конструкции перехватчика и истребителя-бомбардировщика, поэтому его разработка – череда компромиссов, что впоследствии и повлияло на итог. Tornado так и не смог хорошо показать себя ни в одном качестве. Его периодически использовали во время боевых действий, в основном, в роли бомбардировщика. В 2019 году Великобритания заменила эти самолёты на более эффективные.

Эволюция самолётов не прекращается до сих пор. Благодаря сверхсовременным технологиям некоторые из них даже могут подниматься в стратосферу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓