Как появился «Факальтус», бронеавтомобиль для ФСБ

Отечественный автопром, по мере возможности, старается следовать мировым тенденциям и время от времени выпускает весьма интересную продукцию, включая спецмашины для военных и силовых структур. Один из таких – бронемобиль «Фалькатус», которым сейчас активно пользуется ЦСН ФСБ, хотя изначально у машины было совсем другое предназначение.

Компактный автомобиль для спецопераций

Своим появлением «Фалькатус» обязан непростым 1990-м годам, когда обстановка накалилась до предела из-за военных конфликтов и многочисленных террористических актов. Стало очевидно, что имеющееся в распоряжении ведомств оснащение не очень хорошо подходит для разрешения возникших проблем. Бывшие на тот момент на вооружении боевые машины были слишком большими, тяжёлыми и неповоротливыми. Вместо них требовалось более компактное транспортное средство, больше подходящее для нужд сил быстрого реагирования.

Тогда Министерство обороны России объявило открытый конкурс на производство новой бронемашины с массой не более 2,5 тонны, о деталях которого практически ничего не известно. В нём собирался участвовать и Завод имени Лихачёва, его инженеры даже успели сделать несколько наработок. Руководство ЗИЛа больше года пыталось найти ресурсы и средства для участия, но не получилось. От проекта отказались ввиду большой занятости специалистов.

Тем бы всё и закончилось, но в 2008 году ЗИЛу непосредственно от мэра Москвы Лужкова пришло задание – доработать бронемобиль. Так и началась самостоятельная работа зиловских специалистов над «Карателем», бронированным полноприводным автомобилем грузоподъёмностью 2,5 тонны.

Перспективный проект

Дизайнеры развивали сразу два направления: одна команда под началом Льва Самохина работала над аналогичной «Хаммеру» двухобъёмной компоновкой, а другая со Святославом Саакяном разработала однообъёмную. Оба варианта базировались на одной платформе. В итоге заказчик остановил свой выбор на последнем, после чего и началась основная работа.

За внешний вид будущего бронемобиля сами сотрудники прозвали его «Клопом». Стандартным его действительно назвать было сложно: вместо привычной прямоугольной формы он оказался приплюснутым. К тому же неровная крыша имела уклон вперёд, а передняя часть над кабиной и вовсе скошена под острым углом.

Тем не менее это не просто дизайнерское решение, а попытка инженеров минимизировать возможные повреждения будущей бронемашины. Небольшая площадь боковой поверхности позволяет уменьшить вероятность попадания под огнём неприятеля, а большой наклон фронтальной проекции должен снизить урон от попадания «в лоб». Дополнительно ЗИЛ-3901С1, как окрестили автомобиль на заводе, стал обладателем нескольких технических особенностей.

Прежде всего, личный состав размещался лицом к выходу вдоль оси машины. Сиденья для шести человек разместились в центре, по три с каждой стороны, и ещё два человека сзади, тоже лицом к задней двери. Одному человеку выделили пассажирское место рядом с водителем. Такое расположение очень понравилось военным, которых пригласили опробовать масштабную модель. С одной стороны, это позволяло выгрузиться сразу всему личному составу, а с другой, можно было вести огонь во всех направлениях, для чего борта оборудовали бойницами с бронированными заслонками.

Оснащение

Конечно, водителю «Клопа» не очень удобно – большой наклон сильно ограничивает обзор из кабины. Чтобы хоть как-то компенсировать такой побочный эффект конструкции, инженеры установили шесть внешних камер. Две из них смотрели вперёд и назад, остальные перекрывали слепые зоны обзора.

Шасси для «Карателя» взяли от КамАЗа-4326, который готовился специально для участия в ралли. Бронемобиль получил полный привод, независимую подвеску, пятиступенчатую механику и 2-ступенчатую раздаточную коробку передач. Чтобы защитить основные узлы, их смонтировали внутри нижней части несущей рамы. В качестве силовой установки использовали четырёхцилиндровый дизельный двигатель мощностью 150 лошадиных сил.

«Фалькатус»

В 2009 году прототип ЗИЛ-3901С1 был завершён и произвёл большое впечатление, в том числе на представителей из ФСБ. ЗИЛ получил несколько новых заказов и даже начал над ними работать, но к концу 2010 года «Каратель» и ещё два смежных проекта, начатых по инициативе Министерства обороны, были свёрнуты. Остался только «Фалькатус», права на который выкупила компания «Форт Технология», ранее занимавшаяся оснащением «Клопа». Технические данные засекречены, известны лишь некоторые детали.

Проект разрабатывали для ЦСН ФСБ, а его реализацией занимался тот самый Святослав Саакян вместе с принадлежащей ему дизайнерской студией. Основой стал прототип ЗИЛ-3901С1, получивший незначительные доработки. Прежде всего, автомобилю добавили бронирование по классу 6а и ещё больше усилили наклон передней части. Также доработке подвергся силовой каркас, на который цепляются внешние кузовные панели и броня, улучшили управление и изменили систему дверей. Теперь боковые двери открываются не вверх, а в стороны, причём от центра.

Вес бронемобиля сразу же увеличился до 15,4 тонны, поэтому пришлось менять силовую установку на более мощную. Установили восьмицилиндровый 730-сильный турбированный дизельный двигатель ТМЗ-7Э846. Его вместе с 12-ступенчатым автоматом поставили на полноприводном шасси КамАЗ-4911 Extreme.

На текущий момент «Фалькатус» активно используется ЦСН ФСБ. Выпускается он мелкосерийно по спецзаказу, всего же договором предусмотрен выпуск сотни бронемобилей.

https://youtu.be/spxVXCfNiLo

По мнению некоторых производителей, даже гражданские лица могут ездить на бронированной технике.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓