Самые большие грузовые самолёты в мире

Грузовые самолёты играют важную роль в решении логистических проблем в современном мире. Только с их помощью можно быстро доставить груз в самые удалённые уголки мира. Правда, у них имеется большой недостаток – существенные ограничения по весу, поэтому тяжёлые грузы всё равно перевозят по суше и морю, поездом и кораблями. Если, конечно же, нет в распоряжении самого большого транспортника в мире.

Kawasaki C-2

В 2001 году японские специалисты решили создать два самолёта, один для морского патрулирования, а другой транспортный. Конструкторская идея была интересной, предполагалось создать два если не идентичных, то очень похожих самолёта, унифицировав их по максимуму для удешевления производства и обслуживания. К сожалению, не получилось.

В итоге транспортник C-2, осуществивший свой первый полёт в 2010 году, получил два мотора вместо четырёх, а масса его составила 141 тонну по сравнению с 80 тоннами патрульного. Самолёт длиной почти 44 метра мог пролететь 10 тысяч километров и доставить 37 тонн полезного груза.

Lockheed Martin C-130J Super Hercules

Этот транспортник появился благодаря желанию американского военного командования получить самолёт для дальней переброски личного состава и техники. В 1991 году стартовала программа по модернизации имеющегося самолёта «Геркулес». Планировалось улучшить конструкцию, оснастить его усовершенствованной силовой установкой и новыми приборами. Из ангара «Геркулес-2» вывели в 1996 году, а его эксплуатационные характеристики увеличились до 50%.

C-130J имел длину и размах крыла 34,37 и 40,38 метра соответственно. Его максимальная грузоподъёмность составила 21,8 тонны, при этом он нёс 20 тонн топлива и мог пересечь расстояние более 5 тысяч километров.

Airbus A400M Atlas

Работа над проектом перспективного транспортника началась ещё в 1986 году, а строить его на тот момент никто не собирался, поскольку грузовых самолётов хватало с избытком. Вспомнили о проекте уже в 2000 году, и несколько крупнейших европейских стран вложили в него немало средств. Правда, из-за технических проблем он несколько раз оказывался на грани закрытия, но благодаря стараниям инженеров первые лётные испытания всё-таки состоялись в 2009 году. Выпускается он с 2013 года по сей день.

Инженерам удалось воплотить изначальные замыслы, увеличив грузоподъёмность до 37 тонн при дальности перевозки немногим более 7 тысяч километров.

Airbus A330-743L Beluga XL

Чем больше производитель, тем масштабнее у него проблемы с логистикой, и Airbus не исключение. Компания настолько разрослась, что перевозка деталей самолётов из одного подразделения в другое потребовала создания специальных транспортных самолётов. Beluga XL – один из них и, вероятно, самый известный. В качестве основы для него взяли грузовой самолёт Airbus A330-200. Хоть конструкторы и постарались использовать максимальное количество уже существующих деталей, но переднюю часть фюзеляжа, хвостовой отсек, кабину и грузовое отделение пришлось проектировать с нуля.

В итоге его грузоподъёмность составила более 50 тонн, а внутреннее пространство удалось увеличить на 30%. Благодаря этому в нём можно перевозить два крыла от самого большого самолёта Airbus.

Lockheed C-5А Galaxy

Появление в Советском Союзе в 1965 году тяжелого транспортного самолёта Ан-22 поставило перед США непростую задачу. Министерству обороны срочно понадобился аналогичный с ещё большей грузоподъёмностью. Его разработкой занялась компания Lockheed Martin, пытаясь выполнить заказ на создание транспортника грузоподъёмностью 100 тонн. После окончания разработки компания в рекордные сроки приступила к серийному производству, что косвенно говорит о форсировании строительства производственных площадей. Впрочем, ни к чему хорошему это не привело.

К лётным испытаниям приступили в 1968 году, а в 1970 началась эксплуатация самолёта. Правда, во время испытаний выяснилась неприятная деталь: конструкция крыльев не обеспечивала необходимой прочности, поэтому грузоподъёмность пришлось ограничить до 79 тонн. Отличительная особенность самолёта – погрузка через носовую часть фюзеляжа.

Ан-124 «Руслан»

Очередным ответом в «транспортной» гонке между СССР и США стал «Руслан». Строго говоря, под производственным индексом «изделие 200» мог оказаться другой самолёт, Ан-126 с ещё большей грузоподъёмностью, но проект посчитали слишком рискованным в техническом плане. Тем не менее Ан-124 далеко обошёл своего предшественника Ан-22. В него не просто вложили новейшие авиационные разработки, его строительство потребовало создания новых, на тот момент не существовавших технологий.

Транспортный самолёт весом 173 тонны без топлива, с длиной почти 70 метров и площадью крыла 628,5 квадратов, обладал грузоподъёмностью 120 тонн и использовался для перевозки стратегических вооружений. Впоследствии именно на нём перевозили ядерные материалы из Ирака.

Boeing 747 Dreamlifter

В 2001 году компания Boeing решила обновить парк самолётов, поскольку они морально и технически устарели. Было решено создать новый авиалайнер Boeing 787 Dreamliner, который должен был летать на околозвуковых скоростях и при этом обладать не большим расходом топлива, чем у уже имеющихся самолётов. Правда, заводы поставщиков деталей находились по всему и надо было как-то перевозить их к месту сборки. Поэтому было решено создать тяжёлый транспортник, способный вместить в себя любую часть будущего авиалайнера.

Этим должен был заняться Boeing 747 Dreamlifter. Корпус его получился очень необычным, поскольку в грузовой отсек необходимо было вместить уже собранные секции фюзеляжа. По сравнению со стандартным Boeing 747 объём грузового отсека вырос в три раза, а грузоподъёмность составила 113,4 тонны. Всего было построено 3 воздушных грузовика. После того как сборка авиалайнера Boeing 787 Dreamliner была завершена, транспортники передали авиакомпании, они находятся в эксплуатации до сих пор.

Время от времени и среди концептов встречаются интересные проекты, например, самолёт HSP Magnavem с термоядерным реактором.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓