Секретные советские проекты: Водоплавающие «Уралы»

Военный грузовик «Урал-375», выпущенный в начале 1960-х годов, настолько хорошо показал себя в деле, что в итоге оказался прародителем целого семейства машин повышенной проходимости. Полный привод, прочная конструкция, мощный двигатель и полностью независимая подвеска превратили его в универсальный транспорт для военных. Ну а пока грузовик не стал настолько незаменимым, специалисты автомобильного завода занялись созданием экспериментальных моделей, среди которых были и амфибии.

Секретный проект

В середине 1960-х годов Министерство обороны выдало заказ на создание целого модельного ряда дизельных грузовиков повышенной проходимости. Среди них должны были быть и «неявные» амфибии. Предполагалось, что автомобили будут обладать скрытой способностью пересекать открытую воду – реки и небольшие водоёмы. Таким образом военные могли получить некоторые преимущества на поле боя. В 1966 году в конструкторском бюро УралАз начали работу над новыми грузовиками, разумеется, совершенно секретно.

Первые опытные образцы появились в 1969 году, это были «Урал-379Б» и «Урал-379А». Они оба были трёхосными и односкатными, основное же отличие было в компоновке. Первый сделали в обычном, капотном исполнении, взяв стальную кабину от гражданской модели «Урал-377» и доработав её. Второй был бескапотным, а кабину изготовили из стекловолокна. Оба они получили экспериментальный дизельный двигатель «Урал-2Э640» мощностью 200 лошадиных сил.

В то же время велась разработка четырёхосного грузовика «Урал-395». Его оборудовали новым 260-сильным двигателем ЯМЗ-741 V10, созданным в расчёте на использование в будущих автомобилях. Помимо обычных грузовиков всем привычной «наземной» конструкции, на их базе построили опытные образцы амфибий.

Плавающие «Уралы»

Конструкторы постарались как можно меньше менять уже имеющуюся конструкцию. Они герметизировали кузов и приспособили съёмные пенополиуретановые поплавки, чтобы удержать машину на плаву. Отсюда и возникло название «Поплавок», а к индексу была добавлена литера «П»: «Урал-379АП», «Урал-379БП» и «Урал-395П». Из-за отказа от слишком радикальных изменений, кабину так и не смогли сделать герметичной. Для этого её пришлось бы полностью переделывать и фактически изготавливать с нуля. Водителю приходилось надевать гидрокостюм, что делало пересечение водных препятствий крайне затруднительным в холодное время года.

При этом внешне они почти никак не отличались от обычных «Уралов», разве что сзади находился гребной винт. Крутящий момент к нему передавался от первичного вала. Дополнительную помощь в плавании оказывали колёса, их протекторы имели очень высокий рельеф. Как показали дальнейшие испытания, только при помощи одних колёс можно было плыть со скоростью до 2,8 км/ч, а с гребным винтом – 7,95 км/ч.

Экспериментальные «Уралы» дополнительно оснастили системой подкачки шин, что позволило снижать давление перед подъёмом на берег, упрощая таким образом процесс. Воздух из пневмосистемы также закачивали в узлы трансмиссии, защищая её таким образом от воды. По результатам проведённых в 1976 году испытаний, от дальнейшей разработки проекта решили отказаться. Почему это было сделано, неизвестно, но скорее всего, возникли проблемы с устойчивостью автомобиля в воде, он был слишком уж тяжёлым. К тому же отказались от разработки бескапотного грузовика. Его обслуживание было слишком сложным, и выигрыш от такой конструкции не компенсировал возникающих технических проблем.

Немало компаний продемонстрировали собственные версии современного грузовика, построенные на основе последних достижений технического прогресса.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓