Полёт в космос – одно из самых больших достижений человечества. Для отправки космонавтов на орбиту, а потом и для возвращения их на Землю, в той или иной мере задействуются мощности едва ли не половины промышленного комплекса страны. Внизу их ждёт радушный приём, а организуют его спасатели на «Синих птицах».
Спасение космонавтов
Как показал опыт первого полёта человека в космос, простого приземления спускаемого аппарата недостаточно для успешной эвакуации космонавта. Юрия Гагарина после его короткого «визита» на околоземную орбиту встречал ГАЗ-69. Благо, тот приземлился в хорошую погоду на поле и к нему можно было спокойно доехать. Поскольку специалисты прекрасно осознавали все сложности, связанные с поисками небольшой капсулы на огромных территориях в нелётную погоду, они решили перестраховаться. Руководители ВВС обратились к конструкторам ЗиЛа с предложением о создании транспорта, способного не только отыскать капсулу в любую погоду, но и эвакуировать её вместе с космонавтами.
Первым спасательным вездеходом стал ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка), разработанный в 1966 году. Трёхосная амфибия, созданная специалистами ЗиЛа, включала в себя объединённый с кабиной пассажирский модуль, грузовую площадку и кран. Вездеход мог доплыть или доехать до приземлившейся капсулы, погрузить её на площадку и отправиться обратно с космонавтом в комфортных условиях.
Конечно, до идеала ПЭУ-1 было далеко. Для нормальной эвакуации требовалось больше специалистов, чем он мог в себя вместить, и как любой универсальный транспорт, ПЭУ-1 обладал массой недостатков. Поэтому, когда космонавтов стало несколько и технических возможностей вездехода оказалось откровенно мало, его решили модернизировать.
Второе поколение
Вездеход ПЭУ-2, созданный в 1972 году, оказался лучше, мощнее и больше. Во время его создания конструкторы учли все замечания, которые появились в процессе эксплуатации. Теперь у него был большой пассажирский блок, способный вместить в себя команду спасателей с медиками, нескольких космонавтов, а сзади при помощи крана грузился посадочный модуль.
У вездехода было только два недостатка. Первый – его недостаточная манёвренность, он оказался слишком большим, поэтому и управлять им было тяжело. Второй – при таких размерах вместить его в транспортный самолёт не представлялось возможным, ни о какой самостоятельной поездке к примерному месту посадки речи, конечно же, не шло.
«Синие птицы»
После такого провала руководство решило разделить функции спасателей между несколькими машинами. Таким образом можно было выполнить все задачи, и спасение экипажа, и эвакуацию посадочной капсулы. После целой серии доработок, семейство вездеходов ЗИЛ-4906 поступило в производство. Оба вездехода, ПЭМ-1 и ПЭМ-2, конструктивно были идентичными, за исключением одной детали. Первый был пассажирским, а второй – грузовым.
ПЭМ-1 (ЗИЛ-49061) оборудовался пассажирским модулем, рассчитанным на четырёх спасателей и трёх космонавтов. Раскладные диваны для последних размещались вдоль стен. В модуль можно было попасть либо через дверь со стороны кабины, она выходила прямо на крышку моторного отсека, либо через другую дверь, расположенную сзади. ПЭМ-2 (ЗИЛ-4906) предназначался для эвакуации капсулы, поэтому оборудовался большой грузовой площадкой и подъёмником.
В распоряжении спасателей был большой выбор различного оборудования на любой экстренный случай, включая медицинские инструменты и оборудование. Разработчики постарались предусмотреть большую часть аварийных ситуаций и несчастных случаев. Пассажирский модуль оборудовался кондиционером и собственным отопителем, а грузовой вездеход имел дополнительные опоры, предназначенные для стабилизации во время погрузочных работ.
К двум вездеходам прилагалось ещё одно транспортное средство, снегоболотоход ЗИЛ-2906 (ПЭМ-3). Его отличительная черта – шнекороторный привод, благодаря которому он мог передвигаться практически по любой поверхности, в том числе и по воде. Исключением были бетон и асфальт. Его перевозили на грузовой площадке, а предназначался снегоболотоход для вылазок в особо гиблые места.
И грузовой, и пассажирский вездеходы сбирались на основе сварной алюминиевой рамы, усиленной в наиболее нагруженных местах. Все узлы и агрегаты монтировались непосредственно внутри рамы. В движение вездеход приводил модернизированный мотор ЗИЛ-130 мощностью 150 лошадиных сил. Выхлоп от него вывели наверх. Вместе с ним устанавливали механическую трансмиссию, которая при помощи многочисленных карданных валов приводила в действие все колёса трёхосного шасси, а также пару гребных винтов, расположенных под днищем на корме. Вездеходы поставили на торсионную подвеску, а передние и задние колёса сделали управляемыми, чтобы повысить манёвренность.
Конструкторы попытались хоть как-то облегчить всю конструкцию, поэтому кузов сделали не металлическим, а стеклопластиковым. Кабина экипажа представляла собой сплошной колпак без дверей, а попасть в неё можно было через люк. Впоследствии, уже после серийного выпуска, машины модернизировали. Среди прочего оборудования, на них установили радиоэлектронную аппаратуру.
Имя «Синие птицы» придумали сами космонавты, которых встречали на этих машинах. Оно так и осталось неофициальным названием спасательного комплекса ПЭК-490. Пассажирских и грузовых вездеходов было всего построено 14 и 12 экземпляров соответственно, снегоболотоходов только 5. На текущий момент в строю остаётся меньше половины машин, остальные были списаны по потере работоспособности. Их периодически ремонтируют, и «Синие птицы» по-прежнему встречают космонавтов с орбиты.
Космическая техника развивается неимоверными темпами, особенно в частном секторе, где уже ведутся работы над тяжёлыми ракетами с многоразовыми ступенями.