Советский автопром породил много несуразных и очень странных автомобилей. Несмотря на свой внешний вид, массу недостатков и недоработок. Эти машины пользовались довольно большой популярностью и были в эксплуатации не одно десятилетие. Одно из таких произведений – некогда всеми узнаваемая «инвалидка».
Первая в своём роде
Своим появлением на свет несуразный трёхколёсный автомобиль обязан не прихоти инженеров, а насущной необходимости. Закончившаяся Великая Отечественная война многих оставила калеками, лишив возможности вести нормальный образ жизни. Люди шли на различие ухищрения, пытаясь хоть как-то компенсировать ограниченные возможности. Некоторые даже приспосабливали деревянные ящики, приделывая к ним колёса и передвигаясь на импровизированных тележках.
Так продолжалось до 1952 года, когда специалисты Серпуховского мотоциклетного завода создали лёгкую, компактную трёхколёсную мотоколяску. Несмотря на довольно странный внешний вид и весьма скромные возможности, такая «автомобильная помощь» оказалась весьма кстати. Первая модель С-1Л стала просто спасением для тех, кто утратил часть физических возможностей.
Для производителя конструкция мотоколяски оказалась крайне выгодной: в производстве она была достаточно дешёвой. Фактически С-1Л состояла из рамы, простейшего кузова с сиденьем, нескольких приборов и мотоциклетного двигателя М-1А «Москва» объёмом 123 «кубика». При массе в 275 килограмм мотоколяска могла ехать с максимальной скоростью в 30 км/ч.
Попытки обновления
После того как инженеры поработали над усовершенствованием конструкции мотоколяски, появилась новая модель, C-2Л. Она отличалась несколько изменившимся внешним видом и новым двухцилиндровым двигателем. По каким-то причинам до производства дело не дошло, зато больше повезло модели C-3Л, её серийным выпуском занялись в 1956 году. Модель C-3Л выпускалась до 1958 года и комплектовалась одноцилиндровым двухтактным двигателем Иж-49.
В попытках сделать мотоколяску более комфортабельной, инженеры Серпуховского мотоциклетного завода подготовили новую модель, СМЗ С-3А. Её главным отличием стала четырёхколёсная база. Конструкторы попытались объединить две идеи: мотоколяски, созданной специально для инвалидов, и миниавтомобиля.
К сожалению, идея оказалась провальной. Мотоколяска для инвалидов по определению должна была обладать небольшим весом и оборудоваться слабосильным двигателем. Изначально это позволило значительно удешевить и упростить производство. Поскольку её поставили на четыре колеса и создали полноценный, пусть и маленький, кузов, конструкторам пришлось за основу брать пространственную стальную раму. Вес в снаряжённом виде сразу же вырос до 425 килограмм. В результате же тяжёлый и неповоротливый миниавтомобиль демонстрировал очень плохую динамику и максимальную скорость всего в 60 км/ч.
Это была последняя серийная модель, продержавшаяся с различными модификациями до 1970 года. Помимо неё было несколько прототипов, например, с кузовом из стекловолокна, вариант в кузове купе и с закрытым кузовом. Все они остались прототипами.
Самые интересные и необычные разработки автомобильных инженеров – маленькие машины. Их выпускали производители по всему миру, а некоторые из них даже нашли применение в силах правопорядка.