Советская лунная база Барминград, и почему о ней никто сейчас не помнит

Идея создания лунной базы давно будоражит умы учёных и военных. Она могла бы открыть большие перспективы перед человеком, дать богатую пищу для размышления учёными и открыть доступ к новым залежам полезных ископаемых. Лунная база представляет отнюдь не академический интерес, а скорее, стратегический. Понимали это и во времена Советского Союза, поэтому страна советов Страна Советов с присущим ей масштабом начала разработку большого проекта станции «Барминград».

Перспективный проект

Своим довольно странным названием будущая инопланетная база обязана сотрудникам московского Конструкторского бюро общего машиностроения. Именно здесь велась основная работа над проектом под руководством академика Бармина Владимира Павловича. Учёные так называли станцию между собой, и со временем имя к ней приклеилось. Проектирование лунной станции начали в 1962 году, причём помимо бюро на Бережковской набережной, над ней трудилось несколько тысяч других предприятий и организаций.

К реализации проекта подошли с большим размахом. В 1980-х годах планировалось завершить проект, а ближе к концу десятилетия начать эксплуатацию «Барминграда». Правда, это было лишь в перспективе, а пока инженерам пришлось решать очень масштабные задачи. Проект решили разделить на три этапа: доставка с поверхности Луны образцов грунта в автоматическом режиме, отправка на Луну исследовательской группы, доставка частей станции и монтаж.

У постройки лунной станции было несколько целей, как гражданских, так и военных. Первая из них – исключительно научная. Малая гравитация, полный вакуум, солнечная радиация и огромные перепады температур являются лучшими условиями для проведения экспериментов, которые в земных лабораториях поставить просто невозможно. Их результаты позволили бы создать, к примеру, новейшие конструкционные материалы, сплавы с необычными свойствами и высокопрочные композиты.

Была и более практичная цель – разработка нетронутых залежей полезных ископаемых. В частности, на Луне имеется изрядный запас трития, радиоактивного изотопа водорода. Он мог бы послужить топливом для термоядерных реакторов, перспективы их разработки уже в то время маячили перед учёными. У военных в этом деле тоже был свой резон. При помощи станций дальнего обнаружения (при условии их разработки, разумеется) можно было бы следить за Соединёнными Штатами, а также разместить на лунной базе пусковые установки для ракет, перехватить которые было бы попросту невозможно.

Дом на Луне

Реализация каждого этапа этого проекта была сопряжена с большими трудностями. К примеру, нужна была подходящая ракета-носитель, при помощи которой можно было бы доставить к Луне не только космонавтов, но и солидный груз «строительных материалов», предназначенных для возведения лунной базы. И если обитателей лунной станции можно было перевозить ракетами меньшего размера, а строить базу на основе уже существующих технологий, то для транспортировки неимоверного количества грузов требовался тяжёлый носитель, способный поднять на орбиту около 70 тонн. То есть его стартовая масса будет приближаться к 2000 тонн. Такой ракеты попросту не было, её ещё требовалось разработать, а занялся этим Королёв.

Не меньшие сложности вызывала и сам «Барминград». Пересмотрев все имеющиеся технологии, учёные пришли к выводу, что они не подойдут для возведения базы. Наиболее высокой защитой обладали космические корабли, тяжёлые глубоководные аппараты и полярные станции. Ни один из типов конструкций использовать было невозможно. Они были либо слишком громоздкими и тяжеловесными, либо недостаточно защищёнными. Будущий лунный дом должен был обладать поистине уникальным сочетанием качеств: быть очень лёгким и иметь маленький объём, чтобы не занимать слишком много места в грузовом отсеке, а также защищать от вакуума, холода и радиации.

После многочисленных проб и ошибок Владимир Бармин пришёл к выводу, что нужно искать компромиссное решение. В итоге остановились на жилых и рабочих отсеках круглого сечения. Конечно, с такой формой сложно добиться эффективного использования свободного пространства, но это позволяло уменьшить вес и объём груза. Будущие конструкции можно было перевозить в свёрнутом виде, как лист картона, а уже на месте разворачивать их для монтажа. Дополнительную прочность обеспечивали поперечные рёбра жесткости, внутреннюю часть собирались сделать из вспененного пластика, выполняющего роль и декоративного покрытия, и теплоизоляции.

Чтобы защитить комплекс от возможных внешних воздействий, а также от повышенного уровня радиации, рабочие и жилые модули планировали поместить в котлован и засыпать метровым слоем грунта. Таким образом можно было решить ещё одну проблему – уменьшить толщину стен за счёт отсутствия противорадиационной защиты.

Конструкторы собирались строить жилые модули с расчётом на двух человек, а общее население станции довести до 12 специалистов, работающих полугодовыми вахтами. Самое интересное, что в отличие от множества остальных проектов, в этом случае всё рассчитывалось с учётом психологического здоровья космонавтов.

Быт и интерьер планировались таким образом, чтобы для них создать как можно более мягкие условия. К примеру, несмотря на подземное расположение базы, в стенах собирались установить окна, правда, фальшивые, с экранами вместо обычных стёкол. Для создания иллюзии привычного внешнего мира на экранах демонстрировались различные пейзажи со сменой дня и ночи, приспособленной под установленное расписание сна и бодрствования. Аналогичные экраны хотели поставить даже на велотренажёрах для имитации виртуальных велопрогулок.

Поскольку немалая часть работы космонавтов была за пределами станции, планировалась разработка двух луноходов, тяжёлого и лёгкого. Лёгкие хотели оснастить электродвигателями и солнечными батареями, и впоследствии использовать для перевозки людей с небольшим грузом в виде инструментов и различного оборудования. Тяжёлые предназначались для перевозки больших грузов и техники, а энергию для двигателей обеспечивали компактные реакторы. По всей видимости, на основе аналогичных источников энергии планировали построить и собственную электростанцию, но в конце 1972 года, когда разработка проекта была в самом разгаре, его закрыли.

Параллельно с работой над лунной станцией велось создание тяжёлой ракеты Н-1, транспорта для доставки базы «Барминград» на Луну. И здесь дела обстояли не так радужно. Всего построили четыре тестовых ракеты, оснастив их новой экспериментальной двигательной установкой. Последние испытания провели в конце ноября 1972 года, и они оказались неудачными. Впрочем, как и три предыдущие попытки. Все ракеты взорвались, а причиной оказались конструктивные недостатки. Без основного носителя разработка проекта не имела никакого смысла, и его свернули.

Испытания космической ракеты-носителя всегда связано с большой опасностью. Об этом не понаслышке знает Илон Маск, чьи ракеты падали очень много раз.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓