Современный танк – это настоящее произведение технического искусства. В нём сочетаются высокотехнологичные материалы, сложнейшее электронное оборудование и последние научно-технические достижения в разных областях. В самом же начале их эволюции перед советскими конструкторами было большое и неизведанное поле для экспериментов. Они создавали интереснейшие модели, но делали при этом много ошибок.
Плавающий танк ПТ-1
Для военных плавающий танк всегда был одним из самых желанных видов техники. Он открывал большие возможности во время боевых действий, особенно если приходилось форсировать водные препятствия. Первые попытки создать собственный танк были предприняты в начале 1930-х годов, а за основу была взята амфибия, спроектированная английскими специалистами. Правда, вооружались они всего лишь пулемётом, поэтому для прикрытия «бронетанковой плавающей» группы и были построены танки ПТ-1.
Английские бронемашины послужили отличным учебником, после их детального изучения советские конструкторы смогли построить свой собственный плавающий танк ПТ-1. По сути, он сочетал в себе все преимущества бронетехники с амфибией, созданием которых на тот момент уже активно занимались советские специалисты. Он обладал герметичным водоизмещающим корпусом и мог гасить колебания, возникающие от внешних воздействий, предотвращая таким образом падение на бок. Вооружили ПТ-1 пушкой 20-К калибром 45 миллиметров, а также четырьмя пулемётами. Один из них находился в передней части корпуса и ещё три непосредственно на башне.
Плавающий танк ПТ-1 намного опередил всех своих конкурентов. На воде он передвигался при помощи двух гребных винтов, а на суше в движение его приводила полноприводная трансмиссия, причём в каждом катке находился собственный редуктор. И это было уникальное решение для всего танкостроения.
В целом ПТ-1 отлично показал себя на испытаниях и военных более чем устроил, вот только было у него несколько недостатков. Забортная вода слишком сильно охлаждала двигатель после его запуска и переставала справляться с охлаждением, как только мотор выходил на рабочую температуру, а сложная топливная система не хотела перекачивать горючее в задние баки (планировалось таким образом управлять балансом). Кроме того, вся конструкция была чрезвычайно дорогой и сложной, танк с трудом поддавался ремонту даже в условиях оборудованного цеха, не говоря уже о полевых. Последнее и решило судьбу ПТ-1, до серийного производства он так и не дошёл.
Тяжёлый танк «Объект 279»
Во второй половине 1950-х годов советскому военному командованию потребовался тяжёлый танк, который будет на голову превосходить все имеющиеся аналоги по степени бронирования и огневой мощи. Также же он должен был обладать хорошей проходимостью и нормально передвигаться по мягкому грунту, а для этого его массу требовалось ограничить 60 тоннами. На создание нового тяжёлого танка был объявлен конкурс, и среди прочих участников совместно взялись за проект ВНИИ-100 и сотрудники Кировского завода.
Поразмыслив над проектом, они решили разработать новый танк с нуля, поскольку только таким образом можно было выполнить столь противоречивые требования. Мощная артиллерийская установка и увеличенное бронирование никак не сочетались с повышенной проходимостью, и уж тем более с такими ограничениями в весе. Впрочем, благодаря этому «Объект 279» и получил столько новшеств в конструкции. Для его сварного корпуса изготовили четыре детали очень сложной и необычной формы, они изгибались под непривычными углами, но именно поэтому могли отразить большую часть снарядов. Башню частично встроили в корпус, чтобы увеличить её защиту.
В качестве артиллерийской установки использовалась 130-миллиметровая пушка с механизированной боеукладкой и скорострельностью до 7 выстрелов в минуту. Дополнительно танк комплектовался крупнокалиберным пулемётом. Ходовая часть заслуживает отдельного внимания, в ней вместо двух гусениц использовали четыре. Сделано это было не для увеличения устойчивости, а чтобы снизить нагрузку на грунт и позволить танку ездить по мягкой земле.
По своим характеристикам «Объект 279» стал одним из лучших тяжёлых танков в мире и хорошо показал себя на испытаниях. Правда, дальше опытных образцов дело всё равно не сдвинулось с места. Конечно, у танка были недоработки и особенности, которые требовали дополнительного внимания. К примеру, он мог зарываться гусеницами в мягкую землю, ствол пушки оказался слишком длинным и мешал преодолевать препятствия с большим уклоном, а внутри было очень мало места, но не этом стало причиной закрытия проекта. Танк оказался чрезвычайно сложным. Его было долго и дорого собирать, ремонт вызывал огромные проблемы, а в открытом поле был вообще невозможен.
«Объект 260» – ИС-7
Ещё одним тяжёлым танком на вооружении советской армии мог стать ИС-7. Его разработка стартовала с окончанием Второй мировой войны, и весь полученный боевой опыт был использован в сделанной работе. При этом в конструкции появилось очень много нового, чего никогда не применяли в танкостроении как отечественные специалисты, так и зарубежные.
Самой обычной деталью оказался корпус. Его сварили из броневых листов, сделав угол наклона 60 градусов, что в сочетании со 150-миллиметровой бронёй должно было значительно увеличить устойчивость к прямому попаданию. Правда, при такой конструкции в двигательном отсеке танка оставалось слишком много свободного места возле наклонных стен корпуса, поскольку туда ничего не помещалось. В конечном итоге внутрь поместить дополнительные топливные баки, но сварные швы не смогли выдержать вибрации двигателей и лопались. Поэтому советские конструкторы стали первыми, кто использовал баки из мягкого материала.
С силовой установкой тоже оказалось не всё так просто. На подбор мощного двигателя ушло очень много времени, рассматривался гибридный вариант с электродвигателями и генератором, совместно работающая пара дизелей и авиационный двигатель, но выбор остановили на корабельном. Большие изменения коснулись и ходовой части. Торсионы оказались слишком длинными, поэтому их заменили целой связкой более коротких, которые помещались внутри и не мешали силовой установке. Гусеницы сделали литыми, а шарниры для них резинометаллическими.
На испытаниях броня тяжёлого танка ИС-7 успешно выдержала все попадания, он показал хорошую скорость и манёвренность, а орудие оказалось весьма мощным и обладало хорошей пробивающей способностью. В целом же новинка показала себя очень хорошо, но был один важный недостаток – слишком большой вес. 68-тонный танк не смог бы проехать по большей части мостов, а его быстрая транспортировка превращалась в настоящую проблему. Несмотря на весь потенциал танка, военные его забраковали.
Один же из самых интересных достижений советских конструкторов является железнодорожный комплекс, способный нести целых три ракеты с ядерными боеголовками на борту.