Спецтехника для охоты на торнадо: какие автомобили используются профессионалами?

Природа изобилует захватывающими и очень зрелищными явлениями. Правда, многие из них смертельно опасны и представляют огромную угрозу всему, что построил человек, и смерч – самое разрушительное из них. Их изучением занимаются профессиональные метеорологи и энтузиасты по всему миру, а основной инструмент у них – автомобиль. Правда, он может сильно отличаться от общепринятого понятия о машине.

Как оседлать бурю

Торнадо представляет собой внушающее почтение зрелище: вращающаяся воронка огромным пылесосом собирает всё на своём пути и приносит огромные разрушения. Чаще всего они появляются в центральной части Северной Америки и Канады, благодаря чему это место назвали Аллеей торнадо, хоть у неё и нет чётких границ. Торнадо появляется из двух потоков воздуха – нисходящего холодного из-под облаков и восходящего тёплого от земли, они закручиваются и образуют вихрь, чья величина и скорость зависят от погодных условий.

Со стороны торнадо кажется красивым, но несёт с собой огромные разрушения. Даже самый маленький из них, F0 по шкале Фудзиты, может повредить деревья и жилые дома, самый же сильный – F5. В нём скорость ветра может достигать 510 км/ч, а разогнанные им деревянные обломки превращаются в снаряды и пробивают стены домов. Торнадо подобной силы уносит целые дома и может основательно потрепать небоскрёбы. В сезон торнадо страдает немало людей, поскольку Аллея проходит через густонаселённые районы. Именно поэтому учёные пытаются хоть как-то помочь в этой ситуации. Они уже получили огромное количество данных о торнадо и хорошо изучили механизм их появления. На основе этой информации была разработана целая система предсказания, но она слишком несовершенна и не может дать слишком много времени для эвакуации. Да и движение воронки тоже не получается предсказывать.

С лёгкой руки массмедиа, специалистов, занимающихся изучением этого явления в полевых условиях, назвали охотниками за торнадо. Впрочем, это как нельзя лучше характеризует работу, которую им приходится выполнять. Чтобы получить хоть какие-то данные о возникшем смерче, они должны подобраться к нему как можно ближе, а то и вовсе стать у него на пути и позволить по себе прокатиться. Разумеется, для этого нужен транспорт, причём совершенно не похожий на обычные автомобили.

Аматоры против профи

Желающих погоняться за смертельно опасными торнадо очень много и среди учёных, и среди любителей. Причём, если первые делают свою работу, хоть и безумно рискованную, то вторые чаще всего охотятся за острыми ощущениями и красивыми фотографиями. В подавляющем большинстве случаев любители отправляются в путь на пикапах, чтобы нормально ездить по сельской местности и просёлкам. Как правило, у них нет никакого специализированного оборудования, только GPS и рация, чтобы отслеживать сообщения местных экстренных служб, а некоторые используют простые метеостанции.

Самым радикальным образом отличаются от них автомобили профессиональных учёных. Цель любого метеоролога – получить как можно больше информации, поэтому их машины под завязку напичканы всевозможным оборудованием, предназначенным для наблюдения за погодой и атмосферными явлениями, для связи и навигации. По своей сути каждая машина представляет собой мобильную метеостанцию, чьё оснащение стоит немалых денег.

За ветром на броне

Торнадо – настоящее испытание для всего, что оказывается поблизости, будь то деревянный дом или железный автомобиль. Ураган с собой несёт весь тот мусор, который он подбирает по пути: грунт, камни, ветки, строительный мусор, металлические обломки и многое другое. Всё это на скорости в несколько сотен километров в час легко превращается в шрапнель, разбивающую автомобильные стёкла и пробивающую листовой металл кузова. Машину не спасёт даже вес в несколько тонн, её легко поднимет и отбросит на несколько километров, а тем, кто будет находиться внутри, можно лишь посочувствовать. Они легко пополнят печальную статистику многочисленных жертв торнадо.

Метеорологи, посвятившие себя изучению смерчей, строят собственные автомобили, устанавливая повышенную защиту и спецоборудование. Один из них, некто Аарон Харрис, проживающий в Западном Кентукки, переделал для этих целей хэтчбек Mazda 2. По его мнению, компактный и лёгкий автомобиль как нельзя лучше подходит для этих целей.

Строго говоря, он не собирался использовать машину для «атаки в лоб», а лишь для наблюдения издалека. Хэтчбек обладает хорошей динамикой, что поможет сбежать от урагана по извилистым просёлочным дорогам, а лобовое стекло закрывает щиток из поликарбоната. За всё время работы Харрис на этой машине шесть раз попадал прямо в смерч, когда не успевал уйти с его дороги. При этом он крепил её к земле якорями и пережидал внутри, по его словам, она выдерживает торнадо класса F2.

Другой охотник за ураганами, Рид Тиммер, подошёл к делу более основательно. Он собирался обезопасить себя и подобраться к торнадо поближе, но при этом не лезть прямо в него. Для подобных целей обычный автомобиль не подходит, ураганный ветер и мусор быстро превратят его в металлолом.

Тиммер взял за основу Chevrolet Tahoe и в буквальном смысле слова превратил его в бронемобиль Dominator. Он обшил его броневыми листами, стёкла и фары защитил поликарбонатом, а по периметру сделал юбку, защищающую от ветра.

Только так можно было уберечь машину от опрокидывания. Вторая версия «Доминатора» предназначалась уже для прямого знакомства с ураганом и была оборудована каркасом безопасности, усиленной бронёй и якорями.

Ещё один специалист, Шон Кейси, сразу же нацелился на экстремальную охоту, он собирался заглянуть внутрь торнадо и извлечь из этого максимальную выгоду. В качестве основы для своего броневика TIV он взял Ford F-Super Duty, оснащённый турбированным дизелем объёмом 7,3 литра и мощностью 275 лошадиных сил.

Всё остекление, включая фары, закрыли толстым слоем поликарбоната, а кузов покрыли дополнительным бронированием, не забыв при этом придать ему аэродинамическую форму. Конечно, о красоте здесь речи даже не идёт, а машина весила 7,5 тонны.

Зафиксированная автоматическими якорными опорами, она успешно противостояла смерчу. Вторую версию на основе Dodge Ram 3500 Шон Кейси построил из-за частых поломок первой.

Природа бывает крайне недружелюбны по отношению к владельцам дорогих автомобилей: время от времени она безжалостно топит и разбивает их игрушки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓