Стратегический бомбардировщик B-2 Spirit от компании Northrop Grumman – один из самых необычных и противоречивых военных самолётов. Одни называют его достижением в самолётостроении, другие считают его создание большой ошибкой. Впрочем, и в том, и в другом случае его разработка и постройка оказалась безумно дорогой.
Невидимый бомбардировщик
История бомбардировщика B-2 Spirit началась в 1980 году открытием программы АТВ (Advanced Technology Bomber). В своей предвыборной компании президент Соединённых Штатов Рональд Рейган пообещал поднять уровень вооружённых сил, а одним из предпринятых им шагов стало создание нового стратегического бомбардировщика. Главная задача «стратега» — долететь до своей цели и сбросить на неё свой смертоносный груз, но с наличием современных средств противовоздушной обороны сделать это стало совсем непросто. Ещё на дальних подлётах самолёт будет перехвачен высокоэффективными системами ПВО, для этого вполне хватит даже морально устаревшего комплекса С-300, не говоря уже о более современных его вариантах. Тогда и возникла у военного командования создать бомбардировщик, способный втихую преодолеть противовоздушную оборону.
Благо, у инженеров уже были кое-какие наработки, позволяющие сделать самолёт «невидимым». Специалисты ведущих компаний усердно работали над созданием технологий малозаметности и добились кое-каких результатов. Эта идея активно лоббировалась в правительстве, а ответственных за принятие решений убеждали всеми силами, рисуя картину бомбардировщика со сказочными возможностями. В принципе, взятые из исследований цифры не лгали, у испытуемых образцов видимость в лучах радаров была гораздо меньше, чем у обычного самолёта, и разница составляла несколько порядков. В любом случае, в 1980 году был открыт проект по созданию малозаметного стратегического бомбардировщика, и на основе конкурсной системы был выбран совместный проект компаний Northrop и Boeing.
Инопланетный самолёт
За шесть лет на разработку перспективного проекта было потрачено около 23 миллиардов долларов, и осенью 1988 года широкая общественность смогла наблюдать незабываемое зрелище – футуристичный бомбардировщик. Самолёт, представленный на одном из оборонных предприятий в Калифорнии, США, был больше похож на летающую тарелку и не походил ни на что, виденное ранее. Он имел обтекаемые черты и приплюснутую форму, а ещё у него не было привычного хвостового оперения. Впрочем, хоть внешний вид и был чрезвычайно странным, он вполне объяснялся исключительно техническими причинами.
Своим обтекаемым видом и приплюснутой формой самолёт был обязан тем самым технологиям малозаметности. Таким образом конструкторы понижали радиолокационное эхо от бомбардировщика: отражённое от него излучение радаров направлялось в другую сторону. Когда-то в ходе экспериментов было установлено, что у летающего крыла, а именно такого типа проектировался самолёт, видимость на радарах была гораздо меньше, чем у обычного. К тому же у летающего крыла имеется ещё несколько интересных качеств.
Первое – увеличенный радиус действия. Весь самолёт, включая и фюзеляж, представляет собой одно большое крыло, что увеличивает подъёмную силу и одновременно снижает расход топлива. Боевой радиус действия B-2 Spirit, то есть полёт в обе стороны, составляет 5300 километров. К тому же за счёт повышенной подъёмной силы также был увеличен перевозимый полезный вес до 27 тонн. Таким образом, стратегический бомбардировщик мог лететь достаточно далеко, нести при этом большой боезапас, включая и ядерное оружие, а также скрываться от радаров противника.
Помимо технологий малозаметности, бомбардировщик B-2 Spirit получил просто сказочное оснащение. Сама система управления самолётом была завязана на использовании компьютеризированных систем, поскольку человек управлять им был просто не в состоянии. Самолёт типа «летающее крыло» не может лететь прямо и постоянно рыскает из стороны в сторону из-за отсутствия хвостового оперения. По этой причине автоматика следит за курсом и постоянно вносит коррективы. Ко всему прочему, самолёт получил собственную РЛС, которая могла сканировать местность внизу, средства радиотехнической разведки, радиоэлектронной борьбы, инерциальную систему навигации, аппаратуру управления для корректируемых бомб, обзорную инфракрасную систему и прочее оборудование.
В итоге на разработку и постройку стратегических бомбардировщиков Northrop B-2 Spirit ушло более 40 миллиардов долларов. Сюда же вошла стоимость одного бомбардировщика, разбитого по вине обслуживающего персонала, а также 105 миллионов долларов, потраченных на ремонт второго самолёта, у которого сгорел двигатель. Всего был построен 21 бомбардировщик из запланированных полутора сотен, а цена одного в итоге составила около 1 миллиарда долларов. Так В-2 стал самым дорогим самолётом в истории. Вот только деньги эти потратили не очень продуктивно.
Летающее недоразумение
В-2 нельзя назвать провальным, на самом деле это отличный бомбардировщик, способный в полной мере выполнять поставленные перед ним задачи. Как заявляли военные специалисты, два бомбардировщика могли прорвать противовоздушную оборону России и атаковать внутренние районы. Вернее, могли бы, но реальность оказалась немного другой.
Как впоследствии выяснили те же самые военные специалисты, первая ревизия В-2 была отлично видна на радарах МиГ-29, который попал в руки к западным военным после объединения Германии. Тогда бомбардировщик обновили, благо, их успели собрать всего 4 штуки, но сейчас ситуация такая же. Перед современными РЛС радиопоглощающее композитное покрытие почти бессильно. К тому же, несмотря на все попытки снизить температуру реактивного выхлопа, инфракрасный след от самолёта всё же видно, особенно с определённых ракурсов. Поэтому изначальные планы запустить бомбардировщик на вражескую территорию без поддержки, надеясь на его маскировку, полностью провалились. В итоге B-2 Spirit оказался не лучше бомбардировщика В-52, которого должен был полностью заменить. Боевой радиус действия у него меньше на 2 тысячи километров, весом полезной нагрузки он тоже не вышел, а часть из дорогостоящего снаряжения попросту бесполезна для самолёта-невидимки. Зато стоит он сказочно много.
Впрочем, этому бомбардировщику повезло, его всё-таки выпустили серийно, некоторые же так и остались в виде проектов и прототипов.