Как велогонщицу поймали на обмане, или Технический допинг для велосипеда

Попытки жульничества на спортивных соревнованиях всегда были, есть и будут, поскольку только таким образом недобросовестные спортсмены могут показать хорошие результаты. При этом вид спорта и формат проведения состязаний не имеют никакого значения, велосипедные гонки тоже не стали исключением.

Технодопинг

В тех соревнованиях, где большую роль играют сила и выносливость, в ход идут всевозможные препараты, которые стимулируют некоторые процессы в организме и позволяют увеличить свои физические показатели. Не без побочных эффектов, конечно, но это никого особо не останавливает. С техникой всё гораздо сложнее, её конструкция и некоторые технические характеристики строго регламентированы и контролируются соответствующими службами. Специалисты, вдоль и поперёк изучившие этот вопрос, точно знают, куда и зачем смотреть, но время от времени случаются интересные казусы.

Технические специалисты контролирующих органов зачастую получают опыт обращения со спортивным снаряжением и транспортом на живом примере, когда обнаруживают нечто новое и ранее неизвестное. Именно так и произошло на чемпионате мира по велокроссу в 2016 году.

Инновации в конструкции

Чемпионат проходил в Бельгии, в Хойсден-Зольдере, и включал в себя несколько соревнований. Во время одного из них у местной велогонщицы Фемке Ван ден Дрисше (Femke Van den Driessche) на трассе случилась авария, её велосипед сломался. Причём характер поломки и обстоятельства по какой-то причине привлекли внимание технической группы, сопровождавшей мероприятие. Они изучили велосипед и обнаружили очень интересное дополнение. В подседельной стойке был спрятан компактный электромотор, который при помощи нехитрого механизма передавал крутящий момент на педали. По мнению экспертов, получаемая при этом мощность была небольшой, порядка 60-100 Вт, но дополнительное усилие позволяло спортсменке экономить силы и показывать лучшие результаты в гонках.

Как потом стало известно журналистам, подозрения об использовании компактных электромоторов профессиональными велосипедистами возникло ещё в 2010 году. С развитием современных технологий удалось разработать небольшие и достаточно мощные электродвигатели для использования в различных механизмах. Вот они и стали основой для очередной мошеннической схемы. Как показало дальнейшее расследование, Фемке использовала модифицированный велосипед и в других соревнованиях, в том чисел и в тех, которые проводились в предыдущие годы, хоть этого и не удалось доказать. Сама спортсменка утверждала, что случайно взяла велосипед своего знакомого, поскольку они были одинаковые, но ей никто не поверил. В итоге с неё сняли все награды, заработанные за текущий год, забрали все денежные вознаграждения, а саму её отстранили от соревнований на 6 лет, попутно оштрафовав на 20 тысяч долларов.

Получившийся грандиозный скандал спровоцировал целую череду проверок других спортсменов. Как выяснилось, некоторые из них тоже использовали «технический допинг» в течение длительного времени. Электрический двигатель и аккумулятор прятали в конструкции велосипеда – в раме и сидении, управление происходило дистанционно, при помощи Bluetooth, а контроллер располагался непосредственно в руле. Для обнаружения посторонних деталей в конструкции использовали различное оборудование, в том числе и инфракрасный сканер. Подобной схемой пользовались не все, у некоторых, к примеру, заднее колесо дополнялось неодимовыми магнитами, а в районе сиденья крепилась катушка. Как только на неё подавался электрический ток, вся эта конструкция превращалась в электродвигатель мощностью около 60 Вт.

Фемке оказалась первой, кого наказали за использование «технического допинга» во время гонок, но далеко не единственной. К своему удивлению, специалисты обнаружили, что это явление носило массовый характер, и во избежание использования подобных технических дополнений было решено в будущем проводить выборочные проверки велосипедов.

Удивительнее всего, что модернизацию велосипедов с установкой скрытых электромоторов проводят совершенно легально. Занимаются этим специализированные компании, но услуги их стоят совсем не дёшево.

Некоторые мастера на все руки тоже собирают интересные велосипеды, например, из железобетона.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓