Техногенные катастрофы, или Когда конструктор напортачил. Часть 2

Небрежность в расчётах, многочисленные ошибки и пренебрежение элементарными мерами безопасности зачастую становятся причинами серьёзных катастроф, которых вполне можно было бы избежать. Причём масштаб происшествий может быть очень велик, а их последствия в некоторых случаях приходится устранять годами.

Плотина Сент-Фрэнсис

Город Лос-Анджелес, США, находится в довольно неблагоприятной местности, где дефицит питьевой воды стал чем-то обыденным. В 1924 году эту проблему попытались решить, соорудив плотину в каньоне Сан-Францискито и создав большое искусственное водохранилище, а попутно ниже по течению построили гидроэлектростанцию. Правда, был один нюанс. Главным инженером проекта был некий Малхолланд, известный в своей области специалист, и в работе он консультировался в том числе и с геологами. Как раз они и не рекомендовали строить плотину в этом месте, поскольку каньон стоял на геологическом разломе.

Неизвестно, что именно послужило тому причиной, но инженер не стал слушать рекомендаций и продолжил строительство, а последствия принятых им решений начали появляться очень скоро. Вместо монолитного скального основания под плотиной залегали обломочные породы, которые по сути являются слоем камней и щебня. Под огромным весом они дробились и вымывались, а плотина проседала и всё больше разрушалась. В 1926 году строительство было завершено, а через два года, в марте 1928 масса накопившихся повреждений стала критической.

Хоть инженеру и докладывали о появившихся в плотине трещинах, но он счёл их слишком маленькими, а их влиянием на общую конструкцию незначительным. К сожалению, он ошибся. Под давлением воды трещины быстро начали расти, и плотина не выдержала. За очень короткий промежуток времени через образовавшийся разлом было сброшено около 45 миллионов тонн воды. Высота волны составила 38 метров, она прошла более 80 километров вниз по течению, затопив и разрушив несколько городов. Среди жертв наводнения числится около шести сотен человек.

Страшный самолёт

В 1967 году компания McDonnell Douglas собралась потеснить самолёты Boeing, представив меньший по размеру дальнемагистральный авиалайнер. Её самолёт DC-10 заинтересовал компанию American Airlines, и те заключили с производителем контракт на поставку 25 штук, но размер багажного отделения оказался немного маловат. Чтобы компенсировать этот недостаток, конструкторы в багажный отсек установили дверь, которая открывалась наружу. Как показала практика, решение это оказалось очень спорным.

Давление воздуха внутри самолёта куда больше наружного, поэтому в обычной ситуации оно подпирает дверь и не даёт ей открыться, в случае с DC-10 всё оказалось наоборот. Давление пыталось выдавить дверь наружу, а мешал этому только запорный механизм, но он оказался с дефектом. Датчик в механизме запирания двери сообщал пилотам, что он полностью стал на место, а на деле он фиксировал дверь лишь частично. В 1972 году на высоте 3500 тысяч метров дверь вырвало давлением. Несмотря на разгерметизацию, пилотам каким-то чудом удалось посадить самолёт и сберечь пассажиров.

Производителя обязали исправить недостаток, и тот оперативно внёс изменения в конструкцию запоров двери багажного отделения, но некоторые технические специалисты очень сомневались в их эффективности. Как оказалось, они были правы, и через два года при точно таких же обстоятельствах история повторилась. На рейсе компании Turkish Airlines дверь в очередной раз выбило давлением воздуха, гидравлическое оборудование вышло из строя, и самолёт полностью потерял управление. На борту самолёта было 346 человек.

Строительный недочёт

В середине июля 1981 года в отеле Hyatt Regency, расположенном в центральном районе Канзас-Сити, штат Миссури, США, проходило очередной шумное мероприятие. Посетителей здесь всегда было много, поскольку отель не так давно открылся и имел одну интересную особенность. Главной достопримечательностью здесь были подвесные мосты, они располагались над вестибюлем, и каждый посетитель мог забраться наверх и полюбоваться пейзажем с приличной высоты.

Всего мостов было три, по одному на каждый этаж со второго по четвёртый. Причём только один из них, для третьего этажа, находился в стороне, а два других располагались друг над другом. Многие посещали отель ради того, чтобы взобраться повыше и хорошо провести время, но у экзотических мостов был один недочёт. Они были сделаны из бетона и крепились к потолочным балкам при помощи стальных штанг. Вернее, третий и четвёртый крепились к потолку, а второй был подвешен к нижней части четвёртого, поэтому на последний приходилась двойная нагрузка.

Во время мероприятия стальные крепления не выдержали, и два бетонных моста рухнули в вестибюль, сложившись один на другой. Последующие спасательные работы продлились 12 часов, посетителей было много, и немалая их часть находилась как раз на мостах. В разной степени пострадало больше двухсот человек, а 114 числится среди жертв.

Мост-качели

В 1938 году начались проектные работы над одним из самых длинных подвесных мостов Tacoma Narrows Bridge, который должен был соединить берега пролива Такома-Нэрроуз в штате Вашингтон, США. Длина его пролёта составила 853 метра, но полос при этом было всего две, а ширина – всего 12 метров. Стоимость работ и материалов и так была немаленькая, конструктор и его работодатель пытались сэкономить на чём только могли.

Мост получился длинным и узким, а о том, чтобы как следует компенсировать его колебания из-за порывов ветра, никто вообще не подумал. Уже во время строительства рабочие на себе ощутили все прелести экономии: во время ветра на мосту явственно ощущалась вибрация, а в некоторые моменты он начинал раскачиваться. Неизвестно, что именно об этом думал главный конструктор, но строительство закончили без каких-либо изменений в проекте.

И сразу же после открытия летом 1940 года Tacoma Narrows Bridge стал большой достопримечательностью, поскольку туристы устроили к нему настоящее паломничество, чтобы полюбоваться на раскачивающийся из стороны в сторону мост. Впрочем, аттракцион продолжался лишь до 7 ноября, когда ветер набрал силу, а мост начал гарцевать не хуже норовистой лошади. В тот день по нему пытались проехать лишь единицы, а последний водитель добраться до другого берега не успел. Мост стал раскачиваться настолько сильно, что ехать по нему стало невозможно, поэтому водитель вышел из машины и кое-как вернулся. После этого мост рухнул в воду, не выдержав перегрузки.

Природа способна причинить гораздо больший ущерб, чем человек, сметая на своём пути дома и машины.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓