В своё время микроавтобусы РАФ стали одним из самых популярных транспортных средств в Советском Союзе. Их использовали и в качестве такси, и как малотоннажные грузовые автомобили, и, конечно же, как спецтранспорт. Микроавтобус выпускался во множестве вариантов, включая и очень мелкосерийные модификации, изготовленные по спецзаказу государственных организаций. В частности, одну из них разработали специально для Спортивного комитета гребного канала Москвы и выпустили всего в количестве пяти штук. Один из экземпляров не так давно заметили на обочине дороги уже вросшим в землю.
Универсальный микроавтобус
Среди всех автомобилей советского времени «рафик» занимает особенное место. Благодаря ему многие службы получили так необходимое им средство передвижения, из него делали скорую помощь, машины такси, служебные автомобили милиции и пожарных, а также многие другие. Этот микроавтобус был универсальным транспортом и выпускался в многочисленных вариантах. Благо, это позволяла сделать вагонная однообъёмное компоновка, модификация сводилась к минимуму – немного изменить кузов и поставить подходящее оснащение.
Своим существованием машина, ставшая впоследствии столь популярной, обязана предприимчивости латвийских специалистов. Бывший кузовной завод настойчиво пытался стать полноценным производителем автомобилей и искал для этого лучший способ. Шанс для этого представился в 1955 году, когда главный инженер не так давно образованного предприятия РАФ оказался в Женеве и увидел совершенно новый вид транспорта, маршрутное такси, в основе которого лежал микроавтобус Volkswagen. После этого рижские специалисты своими силами собрали опытный образец из узлов «Москвича 407» и продемонстрировали в 1958 году на Московском всемирном фестивале молодёжи. Новинка понравилась и начался долгий путь развития микроавтобуса.
Целых 17 лет понадобилось, чтобы создать РАФ-2203, самую массовую модификацию микроавтобуса. С 1975 года «рафик» начал стремительно завоёвывать советское пространство, а со временем появились совсем уж экзотические его разновидности. Их выпуск заказывали непосредственно производителю, а предназначались они для выполнения конкретных задач. Так было и с РАФ-2917, который разработали по заказу Спортивного комитета гребного канала Москвы.
Тягач для лодок
В 1988 году для Спортивного комитета выпустили специальную версию «рафика», которая предназначалась для перевозки лодок и спортсменов. Комитету требовался транспорт, способный служить и в качестве пассажирского, и как тягач для прицепа с лодкой. РАФ-2917 оборудовали фаркопом, а поскольку его полноценному использованию мешал бы бензобак, расположенный под днищем в задней части автомобиля, его было решено перенести внутрь. Вместо стандартного установили бак от ЗИЛа.
Ещё одна сложность была связана с коробкой передач, её передаточного числа явно не хватало, чтобы обеспечить нужное тяговое усилие. Поэтому коробку заменили на более подходящую от грузовика ЕрАЗ. Её передаточное число – 4,55, а у оригинальной – 3,99. Одно из новшеств касалось переделки салона. Вместо обычных кресел или грузового фургона в нём поставили два дивана вдоль обоих бортов, а между ними установили деревянный стол. Самое интересное, что стол можно было в любой момент убрать, а диваны раскладывались и образовали большое спальное место. Всё пассажирское пространство отделялось от кабины фанерной перегородкой, в которой было прорезано окно.
Всего таких «рафиков» построили пять штук. О судьбе трёх из них ничего не известно, а два не так давно нашлись. Один оказался в городе Наро-Фоминске, в Московской области, а другой непосредственно в столице.
Состояние обоих автомобилей достаточно плачевное, один из них стоит на одном месте довольно давно и понемногу врастает в землю. Второй же частично растащили на запчасти.
Некоторые производители выпускают микрофургоны и их концепты под конкретные нужды, к примеру, Nissan NV300 Concept-van сделан в виде мастерской краснодеревщика.