По воде и по суше: Военные амфибии прошлых лет

Как только появились самоходные машины, их стали приспосабливать к военным нуждам. Множество инженеров разрабатывали военную технику, передвигающуюся по суше, но с её помощью нельзя было пересечь открытую воду. И тогда у инженеров зародилась смелая идея – создать машину, способную плавать с той же лёгкостью, что и ездить по земле.

Первые и не совсем удачные

Попытку создания военной амфибии, которую можно назвать хоть сколько-нибудь удачной, предпринял изобретатель Джон Уолтер Кристи в 1920-х годах. Его творение – более десятка бронированных машин разной конструкции. Все они обладали герметичным корпусом и комплектовались артиллерийской установкой калибром до 155 миллиметров. По суше они ездили на шести или восьми колёсах, а для передвижения по воде использовали гребные винты. На воде они могли развивать скорость до 12 км/ч, но при этом были чрезвычайно громоздкими, неповоротливыми и технически непродуманными. В результате автор отказался от дальнейшего их развития.

Всемирно теперь известный немецкий производитель тоже выпускал военные автомобили. Полноприводный Volkswagen-128, выпущенный летом 1941 года, предназначался для Вермахта и представлял собой четырёхместную амфибию. Корпус у неё был цельнометаллическим, дверей в нём не было принципиально. Двигательную установку разместили сзади в отдельном отсеке, который снабдили герметичной дверью. Сзади находился единственный гребной винт.

Поначалу изготовили 6 амфибий и представили их для тестирования. В общей же сложности выпустили 30 экземпляров, приписав их к сапёрным частям, но пользоваться ими те так и не смогли. Машины оказались слишком неустойчивыми, громоздкими и неудобными в управлении.

Представленная почти через год несколько усовершенствованная версия амфибии Volkswagen-166 была более компактной, а винт у неё в рабочее положение ставился вручную. Но и эта модель оказалась не слишком полезной. Она была слишком лёгкой, имела низкую посадку, а значит и устойчивость, и обладала слишком низкой скоростью на воде.

Энтузиаст

Немецкий инженер Ханнс Триппель воодушевился идеей создать плавающую машину и посвятил этому вопросу немало времени. Учитывая же, что его интерес пришелся на время Второй мировой войны, конструировал он военные вездеходы. На основе своей «любительской» разработки в 1938 году он создал амфибию SG6/38, которую впоследствии дорабатывал для военных нужд. Под капотом у амфибии был двигатель от «Опеля» мощностью 55 лошадиных сил, работавший с четырёхступенчатой коробкой передач. В более поздних модификациях в конструкции появилась защита от высоких волн и грузовой отсек для перевозки личного состава.

Когда во время войны у Триппеля появился завод, он перестроил амфибию и подготовил её для серийного выпуска. Основу составлял Opel, чья двигательная установка разместилась в передней части вездехода вместе с основными узлами. На корме инженер сделал специальный отсек для откидных гребных винтов. Машину снабдили полноприводной трансмиссией с блокировкой дифференциалов. По воде амфибия могла передвигаться со скоростью до 13 км/ч, а по суше – до 72 км/ч. До окончания своей работы в 1944 году немецкий инженер успел собрать около 800 плавающих машин.

Американский вездеход

Американские военные тоже были заинтересованы в постройке плавающего вездехода. Прототип Aqua Cheetah инженер Роджер Хофхейнс продемонстрировал в 1941 году, после чего для дальнейшей работы была создана отдельная компания Amphibian Car Co. Итогом же работ стала амфибия ХАС-2, её снабдили двигателем Dodge мощностью 99 лошадиных сил, основные узлы и агрегаты она получила от различных вездеходов. Разработка продолжалась до 1943 года, за это время успели собрать боле десятка военных машин.

Большие и маленькие

Помимо амфибий, обладавших более привычными размерами с легковой автомобиль, разрабатывались и другие, как более компактные, так и совсем большие. В 1939 году компания DAF выпустила собственную плавающую военную машину МС-139. В неё устанавливался 48-сильный двигатель Citroen-7CV, а пассажиры размещались на двух рядах кресел, расположенных спинками друг к другу. Причём амфибия могла ехать в обе стороны.

В свою очередь британская компания Thornycroft в 1943 году представила 4-тонную амфибию Terrapin Mk-I. Это была тяжелая четырёхосная машина с приводом на все колёса. В движение она приводилась двумя фордовскими двигателями V8 мощностью по 85 лошадиных сил каждый. Передняя и задняя оси были несколько приподняты по сравнению с остальными. Они помогали в движении по пересечённой местности и на берегу, а по ровной дороге амфибия ездила на четырёх средних колёсах. Производителем Morris-Commercial, которому был отдан проект для дальнейшей разработки, построил только одну амфибию. Её выпустили в 1944 году.

Создав амфибию, инженеры воплотили в жизнь собственную мечту, создав машину, которая умеет плавать. На текущий момент их существует огромное количество видов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓