Роскошная дорога из Парижа в Стамбул: Легендарный «Восточный экспресс»

«Восточный экспресс» прекратил своё существование ещё в 1970-х годах, но до сих пор остаётся легендой железнодорожного мира. В своё время он был очень популярен, и даже сейчас о нём вспоминают, как о восьмом чуде света, а современные последователи этой идеи пытаются подражать ей с разной степенью успешности.

Как всё начиналось

Удивительно, но своим существованием «Восточный экспресс» обязан американскому промышленнику Пульману, который среди прочих видов деятельности решил освоить строительство спальных вагонов. Пульмановские спальные вагоны отличались очень высоким уровнем комфорта и были больше похожи на номер в отеле, а их главной особенностью были сиденья. Они были раскладными и по расписанию все вместе превращались вечером в спальные места, а утром – в сидячие. Сначала вагоны были общими, а потом их стали делить на отдельные купе, чтобы сделать пребывание пассажиров ещё более комфортным.

Именно такой спальный вагон и увидел бельгийский финансист и по совместительству инженер Джордж Ногельмакер, когда по молодости посещал Соединённые Штаты. Он настолько впечатлился пульмановскими купейными вагонами, что в 1876 году решил построить точно такие же для европейских железных дорог. Он основал собственную Международную компанию спальных вагонов, а её офис расположил в Брюсселе.

Компания занялась производством высококомфортабельных вагонов, которые даже превосходили по уровню американские, но на этом Ногельмакер не остановился. Он захотел сам использовать весь их потенциал, поэтому в 1883 году сформировал из роскошных вагонов первый поезд «Восточного экспресса» и отправил его в Константинополь, который сейчас называется Стамбулом.

Париж-Стамбул

Первый поезд «Восточного экспресса» был довольно маленьким по сравнению с современниками. Он состоял всего лишь из пяти вагонов, один из них выделили под багаж, в другом находился обслуживающий персонал, а в третьем размещался настоящий ресторан, аналоги которому даже на твёрдой земле нужно было поискать. В оставшихся двух вагонах ехали пассажиры, и для них были созданы лучшие условия.

Пассажирские вагоны были отделаны по-королевски. Стены покрывались панелями из ценных пород дерева, они дополнительно инкрустировались резными узорами и ещё более дорогим декором. На стенах висели произведения искусства, принадлежащие перу художников с мировыми именами, шторы и драпировки изготавливались из итальянского бархата, приехавшего из самой Генуи, на потолке висели люстры горного хрусталя, а под ногами лежали великолепные ковры.

Вагон-ресторан заслуживал отдельного внимания. Во-первых, он разительно отличался от всего, что в то время могли предложить другие железнодорожные составы, даже для совсем не бедных людей. Его сделали в стиле короля Людовика ХV: мебель из ценных пород дерева, отделка из безумно дорогих материалов, ни одного квадратного сантиметра без декора или инкрустации. В таком вагоне впору было обедать членам королевских семе, что, в принципе, они и делали.

Пассажиры, отправившиеся в Константинополь в первый рейс «Восточного экспресса», все без исключения были крайне богатыми, знаменитыми или занимали видное положение. Они настолько сильно хотели принять в этом участие, что их не испугала довольно серьёзная опасность, подстерегавшая поезд в пути. Часть линии пролегала в гористой местности, поэтому была вероятность, что на богатый поезд нападут, поэтому перед поездкой всех мужчин попросили не расставаться с оружием, а женщин – спать одетыми. Впрочем, опасения не оправдались и всё обошлось.

Вопреки убеждению большинства людей, «Восточным экспрессом» называли целую железнодорожную линию, а не конкретный состав, и название такое он получил с лёгкой руки журналистов. В своё время он стал первым трансконтинентальным поездом и быстро превратился в своеобразную достопримечательность. На «Восточном экспрессе» катались политики, миллиардеры, члены королевских семей и даже шпионы. Он быстро превратился в место, где заключаются договоры и многомиллионные контракты.

Полвека пассажиры «Восточного экспресса» могли наслаждаться огромной роскошью и чрезвычайно богатой кухней, а потом пришла война и ситуация осложнилась. Впрочем, после её завершения легче не стало. Появление более быстрых видов транспорта сыграло с трансконтинентальным поездом дурную шутку. Им пользовались всё реже, и постепенно он превратился, по выражению некоторых, в общежитие на колёсах, утратив прежнюю роскошь и блеск.

В конечном итоге «Восточный экспресс» вынуждены были закрыть, но у него появилось много последователей. К примеру, «Прямой восточный экспресс». От самого же «Восточного экспресса» остались лишь заброшенные вагоны, где некогда кипела светская жизнь.

Со временем часть вагонов выкупили и отреставрировали. В них снова зажгли огни и поставили дорогую мебель. Некоторые из роскошных отелей на колёсах стали частью экспозиций в музеях, другие же вернулись на железную дорогу и по-прежнему возят в буквальном смысле слова дорогих пассажиров.

Остальные же поезда, те, что не были разграблены и растащены по частям, так и ржавеют под открытым небом. Один из них, к примеру, находится в Бельгии. Не так давно место его последней стоянки посетил любитель фотографировать заброшки в разных частях мира и заснял интересные кадры.

За прошедшие десятилетия поезд совершенно утратил свой величественный вид. С него слезла краска, а лаковое покрытие интерьера утратило блеск и покрылось пылью.

Благо, внутрь этого поезда не пускали любопытных, поэтому оставшаяся обстановка сохранилась почти нетронутой, лишь местами оказалась повреждённой обивка, а некоторые части интерьера были разрушены временем.

Современные роскошные поезда – достойные наследники «Восточного экспресса», это настоящие отели на колёсах, где можно одновременно и отдыхать, и путешествовать.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓