Мореплавание – достаточно опасное занятие, даже сейчас, когда современные технологии позволяют строить безопасные суда, прокладывать курс в сложных условиях, предсказывать погоду и обходить мели, что уже говорить о не столь отдалённом прошлом. За всю историю было много масштабных катастроф на воде, и крушение Титаника – не самое большое из них.
«Лузитания»
Лайнер «Лузитания» затонул в первой половине мая 1915 года, а среди погибших во время этой катастрофы числятся 1198 человек. Хоть это количество и меньше, чем во время затопления «Титаника», но торпедирование «Лузитании» немецкой подводной лодкой по далеко идущим последствиям обогнало все другие катастрофы вместе взятые. Этот корабль строился при непосредственном участии правительства, которое выделило на постройку колоссальную сумму, поставив единственное условие – переделать лайнер в военных корабль в случае войны. Правда, он оказался слишком большим и дорогим в обслуживании, поэтому военное командование им не заинтересовалось. В результате во время Первой мировой войны лайнер продолжал курсировать и возить пассажиров.
Начало этой истории положила немецкая подводная лодка, залёгшая в засаде на расстоянии примерно 20 километров от побережья Ирландии. Немецкие субмарины топили все корабли англичан и их союзников, а лайнер «Лузитания» стал очередной жертвой. У экипажа и пассажиров шансов на спасение практически не было. От взрыва единственной торпеды погибла вся команда, отвечавшая за спуск спасательных шлюпок, а корабль накренился на бок, что сделало эвакуацию почти невозможной. С момента торпедирования до полного затопления прошло лишь 24 минуты, люди оказались в холодной воде и многие без спасательных жилетов. В итоге выжило лишь около 300 человек.
В 1915 году Соединённые Штаты не принимали участие в военных действиях, вместо этого они вовсю зарабатывали, продавая оружие европейским странам. Правда, оппозиция придерживалась другого мнения, и затопление лайнера «Лузитания» дало отличный повод нарушить нейтралитет. Через два года после катастрофы, после систематических усилий в этом направлении и нескольких политических решений, Соединённые Штаты ввязались в войну.
«Донья Пас»
Этот старый паром построили ещё в 1963 году в Японии. Он курсировал между несколькими островами архипелага и выполнял роль рейсового морского транспорта. Так продолжалось вплоть до 1975 года, когда судно сменило владельца, им стала филиппинская компания Sulpicio Lines. О предыстории не известно ничего, возможно, старый корабль продали после покупки нового или же он просто исчерпал свой ресурс. Судно переименовали в «Донья Пас» и использовали по прямому назначению – для перевозки пассажиров.
После смены владельца паром превратился в рабочую лошадь, за которой ухаживали плохо, кормили редко и заставляли работать сверх всякой меры. До этого количество одновременно перевозимых пассажиров составляло максимум 806 человек, но этот предел был сильно превышен. В тот злополучный день, 20 декабря 1987 года, согласно официальным данным, на борту находилось немногим более полутора тысяч человек. При этом на мостике находился только один член экипажа, а остальные расслаблялись перед телевизором и пили. За курсом никто не следил, поскольку навигационные приборы отсутствовали принципиально, сам же корабль находился в плачевном состоянии. Вот только пассажиров на борту находилось гораздо больше, чем фигурировало в документах. Согласно имеющимся данным, паром перевозил 4300 человека.
Примерно в половину седьмого утра кур парома совершенно неожиданно пересёкся с танкером, перевозившим нефтепродукты. Интересно, что на танкере ситуация была аналогичная: за курсом никто не следил, да и сделать это было невозможно из-за отсутствия приборов. В результате оба судна столкнулись, а из пробитого танкера стали вытекать нефтепродукты, которые потом загорелись. Большой проблемой стало отсутствие у экипажа и пассажиров спасательных жилетов, поскольку их сложили в одну комнату и заперли. В итоге из огромного числа пассажиров спаслось лишь 26 человек. Одни погибли в начавшемся пожаре, другие прыгали в воду, прямо в распространявшийся по её поверхности огонь, третьи же попались многочисленным акулам.
«Монблан»
Происшествие с военным транспортным судном «Монблан» является одним из самых разрушительных за всю историю. Оно случилось в декабре 1917 года, когда Первая мировая война была в самом разгаре. Соединённые Штаты вовсю продавали оружие, боеприпасы и взрывчатку европейским странам, включая и Россию, укрепляя таким образом собственную экономику. Единственным, что портило подобное зарабатывание денег, были немецкие подводные лодки, из-за которых для транспортных кораблей приходилось выбирать остаточно долгие маршруты в обход районов, где промышляли субмарины. Перевозившему взрывчатку «Монблану» тоже пришлось плыть через Канаду.
У «Монблана» а борту находилось более двух тысяч тонн взрывчатки, поэтому меры предосторожности излишними вовсе не были. Впрочем, как оказалось впоследствии, самую большую опасность представляли не враги, а недалёкие друзья и непродуманные решения портовой администрации Галифакса. Гружёное военное судно собиралось зайти в порт, именно там формировались конвои для дальнейшего следования. Навстречу ему двигалось судно SS Imo, принадлежащее Норвегии. Его капитан не успел выйти в море вовремя, поэтому на всех парах пытался нагнать упущенное время.
Ещё до того как «Монблан» начал входить в гавань, его капитан затребовал у администрации порта сопровождающие суда, поскольку имевшийся на борту груз требовал соблюдения мер повышенной безопасности, но его просьбу проигнорировали. Оба судна пересеклись как раз на входе в гавань. SS Imo шёл на высокой скорости опасным курсом и проигнорировал сигналы с военного грузового корабля. Когда же оба капитана попытались сделать хоть что-нибудь, было уже слишком поздно. Корабли столкнулись, а на «Монблане» начался пожар. Как предполагают исследователи, во время столкновения были повреждены бочки с бензолом, он вытек и воспламенился, что в итоге и привело к взрыву.
Впоследствии специалисты его оценили как 2,9 килотонны в тротиловом эквиваленте. Взрыв оказался настолько мощным, что близлежащий город Галифакс получил огромные повреждения. Множество домов были полностью или частично разрушены, а портовый район, находившийся в непосредственной близости к эпицентру, практически перестал существовать. Обломки судна раскидало по большой территории, а один из них весом около ста килограмм нашли более чем в 19 километрах места происшествия. Взрыв сдул воду в том месте, где раньше был корабль, и обнажил дно, а образовавшейся волной высотой 18 метров накрыло город. Всего в тот день погибло около 2 тысяч человек.
Транспортные катастрофы могут нанести большой урон, а некоторые из них впору приравнять к стихийному бедствию.