Дюжина занимательных фактов о самом миниатюрном автомобиле Советского Союза

Сколько силы в слове «Запорожец»! Этот легендарный автомобиль советской промышленности. Он был в два раза дешевле «Жигулей», которые производились в то время,  и почти в три раза дешевле «Волги». В первые несколько лет купить такую машину можно было примерно за 1800 рублей. Это примерно 1 тысяча бутылок водки. Это сказано к тому, что купить себе «Запорожец» мог абсолютно любой советский гражданин, который не был тунеядцем и откладывал сбережения хотя бы по чуть-чуть.

Каким мог бы быть «Запорожец»

Мало кто знает, но «Запорожец» мог бы и не быть таким маленьким и забавненьким, каким все его привыкли видеть. Недавно были опубликованы изображения старых и весьма интересных моделей ЗАЗ, которые создавались инженерами предприятия в 60-е годы прошлого века.

Кругленький Чебурашка

У знаменитого советского автомобиля было огромное количество забавных прозвищ: обидное «Запор», ласковое Кругленький», а ещё машину называли «Чебурашкой» и это далеко не все неформальные имена. Каждая новая модель ЗАЗ получала свое прозвище. Например, 965-ый прозвали «горбатым», 966-ой из-за особенностей кузова «ушастым», 968-ой – «мыльницей». Специальный запорожец для людей с ограниченными возможностями 965Б называли «инвалидкой».

Машина для «Петросяна»

В Советском Союзе ЗАЗ был постоянным героем водительских анекдотов. Более того, «Запорожец» с его автомобилистов в 9 из 10 случаев был причиной казуса или даже ДТП на проезжей части. Вот такая несправедливая слава закрепилась за этой машиной. Причина этому была в том, что «Запорожец» был очень доступен по советским меркам и покупали его все, кто мог.

Справа руля

Помимо базовой модификации «Запорожца» существовала также 965С. Ее главной особенностью было правое расположение руля. В салоне имелся защищенный железный ящик, а задние окна закрывались железными панелями. Машина использовалась почтальонами. Расположение руля в свою очередь упрощало доступ к корреспонденции.

Автомобиль для… рыбалки

Ведущий шоу «Top Gear» Джереми Кларксон был немало удивлен, когда обнаружил у советского ЗАЗ 966 весьма странную дополнительную опцию – небольшой «лючок» в ногах у переднего сидения. Это приспособление для зимней рыбалки, которое позволяет выехать на замерзший водоем и сквозь это отверстие удить рыбу в лунке. «Даже в Майбахе такого нет», — только и смог выговорить ошалевший Кларксон.

Забугорный «горбатый»

Имелась в СССР и «роскошная» модель ЗАЗ-965А «Ялта». У машины была улучшенная шумоизоляция, в салоне имелся радиоприемник и пепельница, было и наружное зеркало заднего вида. Машина была предназначена для экспорта.

За пол века до Tesla существовал электрокар «Запорожец»

Автомобиль ЗАЗ-Электро, созданный в 1973 году, был оснащен 4-киловаттным двигателем. При запасе хода примерно 100 километров, электрозапорожец на шоссе разгонялся до 60 км/ч.  Однако это был все-таки опытный образец, и в серию ЗАЗ-Электро так и не запустили.

Не стырили, а вдохновились

Советский «Запорожец» достаточно сильно походит на итальянский «Фиат-600». Конструкция подвески, дизайн кузова, рулевой механизм, трансмиссия у двух машин весьма похожи. Более того, советский автомобиль «кушал» чуть меньше топлива – 4.5 литра на 100 км.

Раритет, как он есть

Хотя про двигатель запорожца очень много шутят (особенно про его расположение) следует понимать, что в середине XX века подобная компоновка была на пике своей мировой популярности. Более того, «Запорожец» имел достаточно совершенный и редкий на тот момент мотор — четырёхцилиндровый V-образный с воздушной системой охлаждения.

«Белка» пробежала

Сегодня уже мало кто помнит о том, но до выхода «Запорожца» советские конструкторы создали вот такой его прототип, который назывался «Белка». Первоначально инженеры хотели сделать малолитражный автомобиль на базе мотоциклетного двигателя.

Машина появилась на свет усилиями НАМИ в 1955 году. Название авто получило из-за того, что его кузов делали в Ирбите, который славился своими пушными ярмарками.

Яблоко далеко от яблони

В 1988 году на ЗАЗ начался выпуск принципиально нового автомобиля, который не имел ничего общего с народным любимцем – ЗА-1102 «Таврия». Дизайн новинки полностью отличался от внешнего вида «Горбатого». Задний привод сменился на передний, на смену воздушному охлаждению пришло жидкостное и даже двигатель перебрался снова под капот.

Автомобиль-легенда

«Запорожец» стал одним из самых массовых автомобилей в истории прошлого века, а также одним из самых массовых автомобилей Советского Союза. В период с 1960 по 1994 год было выпущено 3 млн экземпляров. Производство «Запорожцев» остановили только после распада СССР в связи с сильным экономическим кризисом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓