В Советском Союзе умели и в большом количестве строили вертолёты: военные, гражданские, специальные, экспериментальные и совсем уж экзотические. Часть из них зарекомендовала себя с лучшей стороны и до сих пор является одной из лучших в мире по целому ряду показателей, а другие так и остались удивительными прототипами, а то и вовсе не были реализованы в металле.
В-12
Своим существованием этот вертолёт обязан гонке ядерных вооружений. В конце 1950-х годов советское командование собралось размещать межконтинентальные ракеты на дальних рубежах. Проблема же заключалась в нормальных дорогах, а вернее, в их отсутствии: имевшиеся грунтовки никак не могли выдержать грузовики со стратегической начинкой на борту. Тогда и возникла мысль построить вертолёты, способные перевозить части межконтинентальных ракет к месту базирования, где их должны были собрать и поставить на дежурство. Работы над вертолётом В-12 (Ми-12) стартовали в 1959 году.
На создание летающего прототипа потребовалось 9 лет, и он продемонстрировал потрясающие возможности. Он мог подниматься на высоту 2,25 километра и нести при этом груз в 44 тонны, что делало его лучшим в мире тяжеловозом. Он до сих пор считается настоящим шедевром в вертолётостроении, вот только командованию он оказался не нужен. К моменту его постройки военные сместили свой интерес в сторону мобильных пусковых установок для ракет стратегического назначения. Вертолёт В-12 утратил смысл существования, а нового никто так и не придумал. Всего было построено два прототипа.
Ми-32
Этот вертолёт должен был стать самым впечатляющим в истории и советского, и зарубежного вертолётостроения. Сверхтяжёлый вертолёт должен был перевозить грузы весом до 55 тонн в самые отдалённые и необжитые уголки страны, куда по-другому было не добраться из-за полного отсутствия каких-либо дорог и аэродромов для обычных грузовых самолётов. Согласно составленному проекту, его взлётная масса должна была составить 136 тонн, а дальность полёта 1200 километров.
Самым удивительным в этом вертолёте была его форма – треугольная, таким образом конструкторы пытались увеличить грузоподъёмность. Вертолёт Ми-32 планировали оснастить шестью огромными моторами, по два в каждом углу, а их суммарная мощность составляла 60 тысяч лошадиных сил. При этом он должен был лететь со скоростью свыше 200 км/ч. Этот вертолёт до серийного производства тоже так и не добрался. Он оказался слишком сложным и дорогим, да и конкуренции современным вертолётам составить не мог. В итоге проект остался на бумаге, прототип Ми-32 так и не построили.
Ми-10
Этот вертолёт – ещё одна попытка создания транспортника для перевозки баллистических и крылатых ракет, а также разнообразной крупногабаритной техники в труднодоступную местность. Правда, в отличие от предыдущих, Ми-10 пошёл в серийное производство, а всего их построили 44 штуки, хотя изначально планировали гораздо больше. Причин тому было две – отсутствие должного финансирования из-за текущей экономической ситуации, а также изменения потребностей военных, которым подобные вертолёты оказались не нужны к моменту их создания. Как впоследствии оказалось, у вертолёта было несколько довольно серьёзных проблем, к примеру, большие трудности с фиксацией перевозимого груза.
Построили Ми-10 на базе уже существовавшего грузового вертолёта Ми-6, но сделали его грузопассажирским. При этом габаритные грузы планировалось перевозить либо на подвесе, либо на специальной платформе под вертолётом. При помощи высокого шасси вертолёт подняли над землёй, а саму платформу закрепили между стойками, регулируя её высоту при помощи гидроцилиндров. Впоследствии вертолёт использовался во время строительных работ и в лесозаготовке. Летающая платформа ВВП-6 так и не добралась, проект благополучно закрыли. От него остались только эскизы и отрывочная информация.
Летающая платформа ВВП-6
Наверное, это самый впечатляющий проект советского вертолётостроения. Впрочем, вертолётом эту разработку назвать сложно, скорее, ВВП-6 – настоящая военная база, летающая над облаками. Как и множество других подобных проектов, этот целиком военный. Летающая платформа предназначалась для базирования ракетных установок и запуска ракет. Фактически она являлась частью военно-воздушных сил и могла иметь множество применений. В частности, наносить удары по территории противника или служить для перехвата воздушных целей. Вместе с пусковыми установками на ней планировалось установить радиолокационное оборудование. Кроме всего прочего, платформу планировали использовать в качестве транспортного самолёта для доставки разнообразных грузов и для снабжения войск.
Двигательная установка этого монструозного летающего корабля должна была состоять из 24 турбовальных моторов, по четыре на каждый из шести винтов. В длину платформа должна была иметь 49 метров, а вот об остальных параметрах ничего неизвестно. До стадии полноценного конструкторского проекта летающая платформа ВВП-6 так и не добралась, проект благополучно закрыли. От него остались только эскизы и отрывочная информация.
Реактивный вертолёт В-7
Вертолёт В-7, разработанный в середине 1950-х годов, настолько опередил своё время, что конструкторы в конечном итоге только разводили руками, поскольку не могли возникшие перед ними технические проблемы. Это была экспериментальная машина, на которой инженеры отрабатывали передовую идею: они собирались установить на вертолёт турбореактивные двигатели. Цель была простой – увеличить скорость полёта, дальность и грузоподъёмность, а реактивные двигатели посчитали для этого наиболее подходящим решением. При помощи небольших турбореактивных двигателей раскручивались лопасти винта. Их установили прямо на концах лопастей.
Как показали испытания, реактивный вертолёт В-7 по своим расчётным показателям имел большие перспективы, но чуда не произошло. На тот момент турбореактивные двигатели были пока что малоисследованной темой, поэтому специалисты представления не имели, как им победить или обойти множество технических проблем. Двигатели перегревались, работали нестабильно, не могли выйти на расчётные обороты. В конечном итоге во время очередных испытаний они оторвались от несущего винта, а специалисты из ОКБ М. Л. Миля просто махнули на вертолёт рукой, посчитав идею неосуществимой.
Время от времени советские вертолёты всё-таки падали, а некоторые из них до сих пор лежат в труднодоступных местах, и доставать их никто не собирается.